Banner_1924x90

1075x40-2_ga

Иностранные водительские права в России под запретом

18 июня 2015
4348 0


Mazuhina

Анна Мазухина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Titova

Елена Титова, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, член Палаты налоговых консультантов

Auto

Иностранные водительские права в России под запретом

18 июня 2015 4348

С 1 июня 2017 года юридические лица и индивидуальные предприниматели не вправе допускать к управлению транспортными средствами водителей, имеющих иностранные водительские права. Вступили в действие изменения в законодательство о безопасности дорожного движения, согласно которым профессионально водить автотранспорт на территории России можно только при наличии российских водительских прав.

Данное требование закона (п. 13 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (далее - Закон о безопасности дорожного движения); Федеральный закон от 07.05.2013 № 92-ФЗ; Федеральный закон от 23.05.2015 № 130-ФЗ) распространяется на всех лиц, не имеющих выданных в РФ водительских удостоверений (не только иностранных граждан и лиц без гражданства, но и россиян, если они, например, долгое время проживали в другой стране и получали свои права за рубежом), работающих по трудовому договору, по гражданско-правовому договору на выполнение работ, оказание услуг, аренду транспортного средства с экипажем, а также управляющих транспортными средствами в рамках самозанятости (как индивидуальные предприниматели). Исключение предусмотрено лишь для водителей транспортных средств, участвующих в международном движении (п. 17 ст. 25 Закона о безопасности дорожного движения).

Запрет распространяется только на случаи осуществления "предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами", так что водить автомобиль для собственного удовольствия граждане (в т.ч. иностранцы) могут продолжать без получения российского удостоверения и после этой даты.

В обязанности работодателя не входит непосредственно получение или помощь работникам в получении права управления транспортными средствами (в т.ч. и в случаях, когда работник специально принимался или принимается на работу, связанную с управлением ими). Поэтому закон не требует от него производить какие-либо действия, связанные с получением работниками документов, позволяющих продолжать работу после указанной даты. Если на 1 июня 2017 года они не смогут предъявить работодателю российские водительские удостоверения и работодатель не сможет перевести их на другую работу, которую они могут занимать с учетом их квалификации и состояния здоровья, их нужно будет, не допуская к работе, уволить по пункту 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса.

В то же время закон не запрещает посторонним лицам оказывать помощь гражданам в получении российских водительских удостоверений в любой форме: обучение за счет работодателя для повышения уровня знаний работников, организация доставки работников к месту проведения экзаменов, материальная помощь для оплаты государственной пошлины за выдачу удостоверения и т.п. Так, работодатель может предоставить работникам в день сдачи ими экзаменов дополнительный оплачиваемый выходной день, издав соответствующий приказ и оплатив этот день в размере среднего заработка (письмо Роструда от 19.12.2007 № 5202-6-0).

ПРИМЕР
Работник сдавал экзамены в свой рабочий день 24.04.2015. Работодатель предоставил ему выходной с сохранением за этот день среднего заработка. Оплачиваемый день приходится на апрель 2015 г., поэтому расчетный период берется с 01.04.2014 по 31.03.2015.
Допустим, в этом периоде сотрудник отработал 205 дней и заработал 127 510 руб. Формула расчета для всех случаев, кроме отпусков, выглядит следующим образом:

СЗ = (ЗП : Дотр.) х РД,

где СЗ - средний заработок;
ЗП - заработная плата, фактически начисленная за отработанные дни в расчетном периоде;
Дотр. - количество дней, фактически отработанных в расчетном периоде;
РД - количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате.

Средний заработок за один день составит:

127 510 руб. : 205 дн. x 1 дн. = 622 руб.

Указанная сумма является доходом работника и должна быть учтена при формировании налоговой базы по НДФЛ и базы для начисления страховых взносов (ст. 210 НК РФ).

Отношения между работником и работодателем в случае предоставления работнику дополнительных гарантий будут определяться заключенным между ними соглашением. В нем также можно решить вопрос о возмещении работником понесенных работодателем затрат в случае, если сотрудник не сможет сдать экзамены и получить права до вступления в силу законных ограничений.
Работодатели, выпустившие после 1 июня 2017 года на линию водителей, не имеющих российских удостоверений, будут привлекаться к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 рублей (ст. 12.32.1 КоАП РФ), а сами водители (в т.ч. предприниматели), выехавшие на линию без российских прав, будут наказываться штрафом в размере от 5000 до 15 000 рублей (ст. 12.7 КоАП РФ). Избежать ответственности можно только одним способом - не допускать к управлению транспортными средствами на территории России лиц, не имеющих выданных в РФ водительских прав, а самим этим лицам - садиться за руль только в личных целях, не связанных с работой или извлечением прибыли.

Обмен иностранных водительских прав

В своевременности замены водительского удостоверения заинтересован не только работодатель, но и работник, ведь в случае нарушения обоим грозит штраф. Однако замена удостоверения требует не только времени, но и определенных материальных затрат. Оплатить придется:

  • получение медицинского заключения (медицинской справки);
  • получение водительского удостоверения.

Оплата за квалификационный экзамен, по результатам которого производится обмен, на сегодняшний день законодательством не установлена. При этом оплата государственной пошлины за получение водительского удостоверения и медицинской справки должна быть осуществлена до экзамена (пп. 19, 39 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утв. пост. Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 (далее - Правила № 1097)).

Медицинская справка. До сдачи квалификационного экзамена в ГИБДД необходимо пройти медицинское освидетельствование. Провести его вправе медицинские организации, имеющие лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг.

Целью такого освидетельствования (переосвидетельствования) является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (п. 6 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения). По результатам выдается медицинская справка о допуске к управлению транспортным средством (приложение № 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 28.09.2010 № 831н).

Стоимость медицинского заключения (справки) будет зависеть как от медицинской организации, в которой водитель будет проходить освидетельствование, так и от субъекта РФ, в котором эта организация находится. В государственных медучреждениях плата за такое освидетельствование не может превышать 1657 рублей 24 копейки (п. 2 приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 17.02.2012 № 139н).

При этом обязательное медицинское освидетельствование проводится за счет средств водителей (кандидатов в водители) (п. 2 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения). За счет средств работодателя осуществляются только медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования, предусмотренные Трудовым кодексом (ст. 213 ТК РФ). Из этого следует, что договор на проведение освидетельствования может быть заключен только с водителем, но данное обстоятельство не запрещает организации осуществить оплату этой услуги за своего работника. Основанием для такой оплаты будет являться вышеуказанное соглашение работника и работодателя. При заполнении платежного поручения в назначении платежа необходимо указать, за какое лицо производится оплата, а также реквизиты договора, заключенного этим лицом с медицинской организацией.

Госпошлина. При замене удостоверения необходимо уплатить государственную пошлину (п. 19 Правил № 1097). Размер ее составляет (подп. 43 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):

  • 2000 рублей - за выдачу удостоверения, изготовленного из материалов на пластиковой основе;
  • 500 рублей - за выдачу удостоверения, изготовленного из материалов на бумажной основе.

Плательщиком государственной пошлины признается лицо, которое обращается за совершением юридически значимых действий (ст. 333.17, п. 2 ст. 333.18 НК РФ). Так как удостоверение выдается не организации, а работнику, именно он и должен самостоятельно уплатить в данном случае государственную пошлину. Организация вправе уплатить государственную пошлину от имени работника только в том случае, если она является его уполномоченным представителем, действующим на основании доверенности (п. 1 ст. 26 НК РФ).

Учет расходов на помощь работнику в обмене иностранных водительских прав

Получается, что все необходимые расходы, которые требуется произвести для замены удостоверения, должны быть осуществлены за счет водителя. Конечно же, при желании работодатель может возместить их работнику (полностью или частично). Способов помочь своему работнику в сложившейся ситуации не так уж и много. Работодатель может:

  • возместить работнику понесенные им затраты, оформляя это как оказание материальной помощи;
  • осуществить оплату госпошлины и медицинской справки вместо работника.

Оказание материальной помощи. В этом случае работодатель может компенсировать работнику и сумму уплаченной им госпошлины, и расходы на медицинское освидетельствование.
Документами, служащими основанием для выплаты материальной помощи, являются приказ руководителя и (или) заявление работника с резолюцией руководителя. В приказе о выплате материальной помощи, как правило, указываются:

  • фамилия, имя и отчество лица, получающего помощь;
  • причина выплаты материальной помощи;
  • ее сумма.

Оказанная материальная помощь освобождается от НДФЛ и уплаты страховых взносов при условии, что она не превышает 4000 рублей за налоговый период (календарный год) (п. 28 ст. 217 НК РФ; п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ; подп. 12 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Однако такой способ не позволит организации учесть выплаченную сумму при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (п. 23 ст. 270 НК РФ).

В бухгалтерском учете сумма материальной помощи признается прочими расходами организации в периоде начисления (пп. 11, 12, 16, 17, 19 ПБУ 10/99). Поскольку сумма материальной помощи, признаваемая в бухгалтерском учете в составе прочих расходов, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль ни в текущем отчетном, ни в последующих отчетных периодах не учитывается, то она признается постоянной разницей (п. 4 ПБУ 18/02). При этом организацией должно быть отражено постоянное налоговое обязательство (п. 7 ПБУ 18/02).

ПРИМЕР
Руководитель компании принял решение оказать материальную помощь сотруднику-водителю с целью компенсировать его затраты на обмен иностранного национального водительского удостоверения. Данные операции были отражены в учете записями:

ДЕБЕТ 91 субсчет "Прочие расходы" КРЕДИТ 73 субсчет "Материальная помощь"
- 4000 руб. - начислена материальная помощь работнику;

ДЕБЕТ 73 субсчет "Материальная помощь" КРЕДИТ 50 (51)
- 4000 руб. - выплачена материальная помощь работнику;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль"
- 800 руб. (4000 руб. x 20%) - начислено постоянное налоговое обязательство.

Оплата работодателем госпошлины и медицинской справки за работника. Как уже было отмечено выше, госпошлина может быть уплачена организацией за работника только при наличии от него соответствующей доверенности.

В этом случае сотрудник изначально должен внести причитающуюся к уплате сумму в кассу организации (получение денег от работника оформляется приходно-кассовым ордером), а затем поручить работодателю произвести уплату пошлины в бюджет. В платежном поручении необходимо указать, что перечисление суммы госпошлины осуществляется на основании доверенности, а также фамилию и инициалы лица, от имени которого действует организация.

В бухгалтерском учете, исходя из того, что организация уплачивает государственную пошлину за работника, вместо счета 68 субсчет "Государственная пошлина" целесообразно использовать счет 76 субсчет "Государственная пошлина, уплаченная за сотрудников".

ПРИМЕР
Работник внес в кассу компании сумму в счет оплаты государственной пошлины за выдачу водительского удостоверения, изготовленного из материалов на бумажной основе. В дальнейшем бухгалтер оплатил госпошлину с расчетного счета и сделал следующие проводки:

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 73
- 500 руб. - поступили денежные средства от работника, предназначенные для уплаты госпошлины;

ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 76 субсчет "Государственная пошлина"
- 500 руб. - отражена уплата госпошлины за работника;

ДЕБЕТ 76 субсчет "Государственная пошлина" КРЕДИТ 51
- 500 руб. - перечислена госпошлина.

При оплате услуг по проведению обязательного медицинского освидетельствования необходимо иметь в виду следующее.

Оплата организацией за работника стоимости медицинского освидетельствования признается его доходом, полученным в натуральной форме, и облагается НДФЛ (подп. 1 п. 2 ст. 211, пп. 1, 4 ст. 226 НК РФ). Кроме того, такая выплата учитывается и при расчете базы для начисления страховых взносов (ч. 1 ст. 7, ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ; ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Однако учесть такие расходы при расчете налоговой базы по налогу на прибыль у организации вряд ли получится. Для целей исчисления налога на прибыль могут быть учтены расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

К указанным расходам, в частности, относятся затраты на обязательные медицинские осмотры, проведение которых за счет средств работодателя предусмотрено действующим законодательством. Законодательство разграничивает такие виды процедур, как медицинский осмотр (обследование) и медицинское освидетельствование. Они являются самостоятельными мероприятиями, имеющими разные цели, формы, средства и т.д. Кроме того, в силу прямого указания закона расходы на проведение медицинского освидетельствования должны быть осуществлены только за счет средств самого водителя. Поэтому такие расходы как произведенные в пользу работника не могут быть учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (п. 29 ст. 270 НК РФ).

Вполне возможно, что некоторые работодатели пойдут более простым путем, "завуалировав" возмещение работнику произведенных расходов премией за производственные результаты (в соответствии с действующим в организации положением о премировании), что позволит учесть их при расчете налоговой базы в составе расходов на оплату труда (п. 2 ст. 255 НК РФ). Официально закрепить компенсацию в таком виде в соглашении между работником и работодателем, конечно же, не получится, поэтому целесообразно производить ее уже после успешной сдачи экзаменов водителями и получения ими водительских удостоверений.

Версия для печати

Популярное

Компенсация за неиспользованный отпуск. Расчет компенсации

21 июля 2015 225078

Каждому работнику положен ежегодный оплачиваемый отпуск. Если он его не использовал (или использовал не полностью), то большинстве случаев независимо от причин увольнения ему полагается и денежная компенсация за неиспользованный отпуск. Ее размер зависит как от причины увольнения, так и от продолжительности работы. Рассмотрим на практических примерах расчет компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Срок полезного использования основных средств

08 августа 2016 201226

Срок полезного использования основных средств — это период (количество месяцев), в течение которого компания предполагает использовать основное средство и получать от него экономические выгоды. В зависимости от срока полезного использования ОС распределяются по амортизационным группам. В статье мы рассмотрим, как правильно установить срок полезного использования новых и бывших в употреблении ОС, на что следует обратить внимание при его определении, а также изменении в процессе использования объекта.

Заполнение строки 210 декларации по прибыли

19 января 2016 155311

В строке 210 декларации по налогу на прибыль указывают общую сумму начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период. При заполнении строки 210 следует учитывать некоторые нюансы. Так, например, налогоплательщик сможет уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода 2015 года, зачисляемую в бюджет города Москвы, на сумму торгового сбора, фактически уплаченную за III квартал 2015 года.