Banner_1924x90

1075x40-2_ga

Кто такой финансовый директор?

31 июля 2015
3120 0


Asatryan

Гаяне Асатрян, финансовый директор международной производственной компании

Asatryan_int

Кто такой финансовый директор?

31 июля 2015 3120

Вы когда-нибудь задумывались над тем, чтобы сменить работу в бухгалтерии на кресло финансового директора? Насколько смежны эти должности и так ли легко перестроиться и смотреть на вещи под другим углом? О том, что подразумевает под собой должность финансового директора, мы спросили Гаяне Асатрян, финансового директора международной производственной компании.

Как оказалось, финансовый директор должен обладать навыками стратегического менеджмента, инвестиционного управления, знаниями бухгалтерского учета и налогового планирования. Насколько глубоки должны быть знания в разных областях, какими еще навыками должен обладать финансовый директор, а также в чем заключается его основная работа, узнаете из интервью.

Финансовый директор - из кого, каких специальностей, профессий может вырасти грамотный специалист?

Я не могу ничего плохого сказать о людях, которые пришли в профессию из смежных областей, все зависит от человека и его желания осваивать новое. Однако считаю, что человек с профильным образованием имеет больше преимуществ. Именно в университете закладывают фундаментальные знания, на которые потом накладываются новые методики и практики. Человек, закончивший курсы или получивший знания по специальности по мере работы, в любом случае будет иметь пробелы в определенной сфере профессиональной деятельности. Мои наблюдения показывают, что специалист, вышедший из казначейства, в должности финансового директора будет больше времени уделять управлению денежными средствами и ориентироваться на отчет о движении денежных средств, нежели специалист, вышедший из бухгалтерии. Важно, чтобы специалист смог перенастроиться и смотреть на вещи под другим углом. Например, разговаривая с главными бухгалтерами, я понимаю, что вопросы управления рабочим капиталом, включая вопросы эффективного управления денежными средствами, для них существуют не на первом месте и они зачастую приносят их в жертву, хотя для компании это жизненно важный вопрос.

Роль финансового директора в компаниях может сильно отличаться. В одних компаниях от финансового директора требуют в большей мере компетенции в области бухгалтерского учета и налогообложения, тогда как в других компаниях требуют навыки стратегического менеджмента либо инвестиционного управления. На западе в зависимости от степени сложности выполняемых функций руководителей финансов подразделяют на финансовых контроллеров, менеджеров, директоров и главных финансовых директоров.

В чем основная работа, функционал? Какими навыками должен обладать финдиректор? Они для всех сфер предпринимательской деятельности одинаковы или могут отличаться в зависимости от отрасли?

Роль финансового директора - в координации работы финансовых служб и взаимодействии с другими отделами компании. Он наряду с другими топ-менеджерами компании несет ответственность за финансовые результаты компании и ее финансовую устойчивость. Одним из важнейших задач финансового директора является бесперебойное обеспечение компании денежными средствами для своевременного выполнения своих обязательств перед сотрудниками, государством и поставщиками. Основная работа финансового директора связана с планированием и бюджетированием, анализом данных, управлением рабочим капиталом, коммуникацией с банками, аудиторами, аналитиками и представителями государственных служб. Он же обычно возглавляет проекты по автоматизации, изменениям бизнес-процессов. Как и любой руководитель, финансист должен иметь навыки управления людьми, ведения переговоров и презентации данных. Работа финансового директора в принципе универсальна, смещаются только акценты в работе. Исключением, на мой взгляд, являются только финансовый и страховой секторы. Переход в эти сферы из других отраслей достаточно затруднителен.

Антикризисный управляющий - кто он? Это отдельная специфика? Что понимать под кризисом? Как его прогнозировать и подготовиться заранее (именно в свете работы антикризисного управляющего)?

Любой финансовый директор периодически становится антикризисным менеджером в связи с цикличностью экономики и трудностями, которые возникают в деятельности компании. Я не разделяю взгляды специалистов, которые считают, что финансовых менеджеров делят на антикризисных менеджеров и обычных, которые могут управлять компанией только в период подъема экономики. Это, скорее, говорит о том, что последние - неэффективные управленцы.

Кризис - своего рода лакмусовая бумага, отражающая все проблемы компании, на которые она не обращала внимания, когда экономика была на подъеме. Задача финансового директора - определить эти самые слабые стороны фирмы и сконцентрироваться на их решении. В кризис мы имеем одни и те же проблемы - рост курса валют, сокращение ликвидности, значительное снижение рентабельности и продаж. Соответственно, необходимо укрепить финансовое положение компании в период экономического роста, снизить валютные риски путем обеспечения закрытой валютной позиции, увеличивать долю на рынке и рентабельность бизнеса, инвестируя в бизнес и обеспечивая диверсификацию, быть консерватором в вопросе внешнего заимствования, не допуская перекредитования бизнеса. Когда появляются первые признаки кризиса, необходимо аккумулировать определенную часть ликвидности на счетах в качестве страховых резервов, а также при возможности закрыть кредиты, особенно в валюте.

Лидер изменений - кто это? Какие черты характера, навыки и знания присущи данной категории специалистов? Какие задачи решает такой специалист?

Лидером изменений можно быть как формально, так и неформально. Неформальный лидер обычно является авторитетом в глазах коллег, умеет объединять людей, мотивировать их и обладает определенной харизмой. Формальный лидер - тот человек, которого официально назначают руководителем проекта. Обычно проекты связаны с изменениями, и лидер проекта должен уметь управлять всеми этапами проекта, включая работу с сопротивлениями и саботажем сотрудников. Лидер проекта должен разбираться во всех аспектах деятельности, связанной с проектом, предвидеть возможные проблемы и включать в план действий меры по предотвращению рисков, должен правильно спланировать этапы проекта, обеспечить их контроль и исполнение в установленные сроки и бюджеты. Лидер изменений должен иметь хорошие организационные способности, уметь договариваться и убеждать людей, а также выбирать подходящих людей в команду проекта.

Как современные реалии, достижения в сфере электронного документооборота влияют на работу финдиректора и его приоритеты? Можно ли говорить о том, что сейчас целесообразнее оптимизировать денежные потоки за счет автоматизации учетных и бизнес-процессов, чем пытаться "выжать" экономию только традиционными способами управления затратами и т.д.?

В нашу сферу все больше и больше проникают ИТ-технологии, которые облегчают работу финансистов. Однако до сих пор степень автоматизации оставляет желать лучшего. Мы продолжаем в большом объеме использовать электронные таблицы. Это ведет к неэффективному использованию трудовых ресурсов и снижению производительности труда. Необходимо по максимуму стараться автоматизировать техническую работу, в этом случае должно сократиться количество людей, необходимых для выполнения работы.

Одним из важных шагов вперед, связанных с полным отказом от бумаги, является введение электронного документооборота на законодательном уровне. Совершать обмен первичными документами, договорами и официальными письмами с поставщиками, покупателями и государственными службами теперь можно мгновенно. Электронный документооборот значительно облегчает работу по предоставлению документов по запросу налоговой инспекции - достаточно сделать выборку из электронного архива и отправить его по каналам связи.

Насколько важную роль в работе финдиректора играет оперативность в принятии решений? Всегда важно быстро отреагировать на изменившуюся ситуацию или иногда надо взять тайм-аут и подождать?

В наше время темп жизни значительно ускорился, и связано это с огромными потоками информации, доступными каждому человеку в любом месте и в любое время. Бизнесу важно успевать за этим темпом и быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию. Особенно это чувствуется в медийной сфере. С момента наступления события до распространения информации по всему миру проходят считанные минуты. Медийный бизнес сумел адаптироваться под изменения и перестроить работу с информацией, чего не скажешь о компаниях из других отраслей. Многие крупные компании погрязли в бюрократии, стали неповоротливыми и медлительными, на решение важных стратегических вопросов могут уходить месяцы и годы. Когда же в конечном итоге решение приводят в действие, оказывается, что это уже неактуально на рынке. Так шаг за шагом компания теряет свои преимущества перед конкурентами и медленно и болезненно погружается в пучину проблем, убытков и банкротства. Поэтому важно иметь доступ к надежным источникам информации, получать ее своевременно и оперативно принимать решения. Это касается не только глобальных вопросов. Приведу простой пример. Наше налоговое законодательство постоянно меняют, поправки могут влиять на финансовое положение компании, а неисполнение новых законов может привести к большим штрафам. Для того чтобы своевременно реагировать на изменения, можно подписаться на электронные рассылки правовых систем и информационных ресурсов о проектах новых законов и изменениях существующих законов.

Версия для печати

Популярное

Компенсация за неиспользованный отпуск. Расчет компенсации

21 июля 2015 230263

Каждому работнику положен ежегодный оплачиваемый отпуск. Если он его не использовал (или использовал не полностью), то большинстве случаев независимо от причин увольнения ему полагается и денежная компенсация за неиспользованный отпуск. Ее размер зависит как от причины увольнения, так и от продолжительности работы. Рассмотрим на практических примерах расчет компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Срок полезного использования основных средств

08 августа 2016 209695

Срок полезного использования основных средств — это период (количество месяцев), в течение которого компания предполагает использовать основное средство и получать от него экономические выгоды. В зависимости от срока полезного использования ОС распределяются по амортизационным группам. В статье мы рассмотрим, как правильно установить срок полезного использования новых и бывших в употреблении ОС, на что следует обратить внимание при его определении, а также изменении в процессе использования объекта.

Заполнение строки 210 декларации по прибыли

19 января 2016 157982

В строке 210 декларации по налогу на прибыль указывают общую сумму начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период. При заполнении строки 210 следует учитывать некоторые нюансы. Так, например, налогоплательщик сможет уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода 2015 года, зачисляемую в бюджет города Москвы, на сумму торгового сбора, фактически уплаченную за III квартал 2015 года.