Banner_1924x90

Опоздавшая первичка

19 августа 2014
5847 0


Denis

Денис Ефименко, эксперт по финансовому законодательству

Koroleva

Экспертиза статьи: Елена Королева, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, налоговый консультант

Time-ab

Опоздавшая первичка

19 августа 2014 5847

Как известно, любые операции отражают как в бухгалтерском, так и в налоговом учете на основании первичных документов. При отсутствии у бухгалтера первички, нет оснований вносить какие-либо данные в учет (о том, что делать, когда нет первички читайте здесь). Теоретически даты, на которые выписана первичка, и даты, в которые отражены соответствующие хозяйственные операции, должны совпадать. Хорошо, если документы поступают от контрагентов своевременно. Но это, скорее, из области фантастики. Например, первичные документы по коммунальным платежам всегда поступают с задержкой. Это и понятно. Ведь выписать нужные бумаги бухгалтер компании, которая оказывает данные услуги, может не раньше 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказана соответствующая услуга. В результате в учете возникает довольно неприятная ситуация. С одной стороны, бухгалтер точно знает, что те или иные расходы компания фактически понесла, с другой - оснований для их отражения нет. В данном случае вариантов действий несколько.

Опоздавшая первичка поступила. Проводим расходы в текущем периоде

По сути, несвоевременное отражение тех или иных расходов может классифицироваться как ошибка. Порядок исправления подобных недочетов регулирует статья 54 Налогового кодекса. По общему правилу, если ошибка связана с искажением налоговой базы прошлых отчетных периодов, то ее необходимо пересчитать. Соответственно, это влечет необходимость подачи уточненок. Но из этого правила есть исключения. В двух случаях вы вправе исправить недочет в том периоде, когда он фактически обнаружен (п. 1 ст. 54 НК РФ):

  • период совершения ошибки выявить не удалось;
  • допущенная ошибка привела к излишней уплате налога.

Второй случай нам как раз подходит. Ведь неотражение расходов влечет переплату налога на прибыль в отчетном периоде. Следовательно, "запоздавшие" затраты могут быть отражены в том периоде, когда необходимая первичка поступила в компанию.

ПРИМЕР
Для организации отчетным периодом по налогу на прибыль является первый квартал, полугодие и 9 месяцев. За 2012 год, по данным налогового учета, база, облагаемая налогом на прибыль, составила 345 000 руб.

По итогам года с нее был начислен налог на прибыль в сумме:

345 000 руб. х 20% = 69 000 руб.

После сдачи декларации по налогу за год организация получила первичные документы на оплату коммунальных услуг, которые были фактически оказаны в ноябре 2012 года.
Документы поступили в марте 2013 года. В данном случае неотражение данных затрат по итогам 2012 года привело к переплате налога на прибыль. В такой ситуации организация вправе:
- внести исправления в налоговую базу за 2012 год, отразив указанные затраты, и сдать уточненную декларацию по налогу на прибыль за этот период;
- отразить данные расходы в налоговом учете за март 2013 года и учесть их при расчете авансового платежа по налогу на прибыль в первом квартале 2013 года.

Зачастую "опоздавшие" затраты бухгалтеры учитывают в последующих периодах в составе внереализационных расходов вне зависимости от их характера (то есть рассматривают их как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году) (п. 2 ст. 265 НК РФ). Однако это неверно. Как указал Минфин России, ранее не учтенные затраты отражают по той же статье и группе расходов организации (на оплату труда, амортизацию, прочие и внереализационные расходы), по которой они должны были быть учтены, если бы документы поступили своевременно (письма Минфина России от 28.12.2010 N 03-03-06/1/814, от 05.10.2010 N 03-03-06/1/627).

Причем подобного мнения придерживается и Президиум ВАС. Как указали судьи, к убыткам прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем отчетном или налоговом периоде и отражаемых в качестве внереализационных расходов, относят только те затраты, период возникновения которых неизвестен (пост. Президиума ВАС РФ от 09.09.2008 N 4894/08, определение ВАС РФ от 04.05.2010 N ВАС-15277/08).
Обратите внимание: подобный порядок корректировки налоговой базы возможен только при условии, что ошибка привела к переплате налога. Поэтому, с формальной точки зрения, если в прошлых периодах у организации была нулевая налоговая база или убыток, то данный порядок становится неприменим (письмо Минфина России от 07.05.2010 N 03-02-07/1-225, от 27.04.2010 N 03-02-07/1-193). Действительно, в такой ситуации отражение или неотражение "опоздавших" затрат не влечет переплату налога. Поэтому подобную ошибку нужно исправлять в периоде ее совершения, а не обнаружения, со всеми вытекающими последствиями в виде необходимости подачи "уточненок". Но и в этом случае у бухгалтера есть выход.

Расходы из опоздавшей первички отражаем согласно учетной политике

Расходы, связанные с оплатой работ или услуг сторонних организаций, могут относиться к одной из трех групп затрат (в зависимости от их характера):

  • материальным (ст. 254 Налогового кодекса);
  • прочим (ст. 264 Налогового кодекса);
  • внереализационным (ст. 265 Налогового кодекса).

Например, в составе материальных учитывают стоимость работ или услуг по контролю технологических процессов, выполнению отдельных операций, связанных с производством готовой продукции, обработкой сырья, обслуживанием основных средств и т.п. Остальные работы или услуги считают прочими (или внереализационными).

Дата отражения затрат организации регулируется статьей 272 Налогового кодекса. В отношении работ или услуг, которые отнесены к материальным - это день подписания акта их сдачи-приемки (п. 2 ст. 272 НК РФ). В отношении аналогичных затрат, относимых к прочим или внереализационным, подобные расходы могут отражаться (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ):

  • на день расчетов с контрагентами в соответствии с условиями заключенных договоров;
  • на день предъявления контрагентами документов, которые служат основанием для расчетов;
  • последнее число отчетного или налогового периода.

Компания вправе самостоятельно выбрать любой из этих способов, закрепив его в качестве элемента налоговой учетной политики (письмо УФНС России по г. Москве от 11.06.2010 N 16-15/062200@, пост. ФАС МО от 15.02.2012 N Ф05-14971/11, письмо Минфина России от 26.05.2006 N 03-03-04/2/149). Определив в учетной политике порядок признания расходов по мере предъявления партнерами соответствующих документов или на день расчетов с контрагентами, по нашему мнению, компания вправе отражать те или иные расходы после получения первички без каких-либо корректировок налоговой базы за прошлые отчетные периоды.

Правда, без "подводных камней" и здесь не обойдется. Дело в том, что, по мнению Минфина России, под датой "предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов", нужно понимать день их составления (письма Минфина России от 13.12.2010 N 03-03-06/1/774, от 26.01.2007 N 03-03-06/2/10). То есть, вне зависимости от того, когда фактически получена первичка, расходы должны быть проведены той датой, которая в ней указана.

Однозначной судебной практики по данному вопросу, к сожалению, не сложилось. Так, судьи ФАС Северо-Западного округа считают, что дата фактического получения документов не важна. Расходы должны быть отражены в том периоде, когда они фактически были понесены (пост. ФАС СЗО от 14.01.2010 N А05-3208/2009). В то же время судьями Северо-Кавказского, Поволжского и Центрального округов были приняты противоположные решения (пост. ФАС СКО от 22.02.2012 N Ф08-281/12, пост. ФАС ПО от 15.11.2010 N А12-4871/2010, от 25.02.2010 N А12-7611/2009, ФАС ЦО от 30.03.2010 N А35-447/2008). Как указал суд, затраты, поименованные в подпункте 3 пункта 7 статьи 272 кодекса (напомним, что к ним относят прочие и внереализационные расходы), могут отражаться после получения и принятия к учету соответствующих первичных документов.

Поэтому, принимая решения о том или ином порядке отражения "запоздавших" расходов, необходимо руководствоваться арбитражной практикой по этому вопросу, которая сложилась в вашем регионе.

Если вы выбираете наиболее удобный вариант (отражения расходов после получения документов), то факт поступления первички с опозданием нужно документально подтвердить. Для этого подойдут почтовые конверты со штемпелем почты, журнал регистрации входящей корреспонденции, отметки о дате поступления на самих документах и т.д.

Версия для печати

Актуально

Популярное

Компенсация за неиспользованный отпуск. Расчет компенсации

21 июля 2015 189982

Каждому работнику положен ежегодный оплачиваемый отпуск. Если он его не использовал (или использовал не полностью), то большинстве случаев независимо от причин увольнения ему полагается и денежная компенсация за неиспользованный отпуск. Ее размер зависит как от причины увольнения, так и от продолжительности работы. Рассмотрим на практических примерах расчет компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Срок полезного использования основных средств

12 августа 2015 137078

При принятии к учету основных средств у бухгалтера могут возникнуть вопросы: как определить срок полезного использования основных средств и как рассчитать СПИ основных средств для начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете? Ответы на эти вопросы в нашей статье.

Заполнение строки 210 декларации по прибыли

19 января 2016 129850

В строке 210 декларации по налогу на прибыль указывают общую сумму начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период. При заполнении строки 210 следует учитывать некоторые нюансы. Так, например, налогоплательщик сможет уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода 2015 года, зачисляемую в бюджет города Москвы, на сумму торгового сбора, фактически уплаченную за III квартал 2015 года.