Banner_1924x90

Спорные расходы на рекламу

14 августа 2014
2832 0


Djaarbekov

Станислав Джаарбеков, партнер компании «МЦФЭР-консалтинг», аттестованный аудитор

Ni_s

Спорные расходы на рекламу

14 августа 2014 2832

Редкий налогоплательщик может обойтись без расходов на рекламу. В то же время при признании для налога на прибыль таких важных для бизнеса расходов существует множество подводных камней.

Норматив расходов на рекламу

Расходы на рекламу предусмотрены в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ), и признаются с учетом положений Налогового кодекса (п. 4 ст. 264 НК РФ).

В этих положениях списком (абзацы 2-5) обозначены виды расходов, относящиеся к рекламе. В абзацах 2 — 4 перечислены виды расходов на рекламу, которые принимаются для налогообложения без ограничений (ненормируемые расходы на рекламу). Последний, пятый абзац этого пункта устанавливает норматив в размере одного процента от выручки для расходов на рекламу, не предусмотренных в списке, а также для расходов на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний (нормируемые расходы на рекламу).

К нормируемым расходам на рекламу относится, к примеру, бесплатная рассылка (раздача) образцов готовой продукции (товара). Такой вид рекламы применяют издатели журналов, а также производители недорогой продукции.

Граница рекламных расходов

Одна из проблем в том, что не всегда четко различима граница между рекламой и расходами на продвижение или расходами, связанными с рекламой, но к ней не относящимися (например обучение сотрудников рекламного отдела). Если какие-то расходы на продвижение считать рекламой, то они, естественно, не предусмотрены в списке ненормируемых рекламных расходов и будут признаваться в пределах установленного норматива (1% от выручки).

Соответственно, один из вопросов — четко разграничить, где реклама начинается и где она заканчивается.

Итак, ненормируемая реклама включает:

  • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети (абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ);
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов (абз. 3 п. 4 ст. 264 НК РФ);
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании (абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Соответственно, любые иные расходы на рекламу подпадают под определение нормируемых расходов (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).

В соответствии с Федеральным законом «О рекламе» (ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – Закон № 38-ФЗ)) реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

То есть, реклама — это прежде всего информация о товарах, работах, услугах. Причем эта информация адресована неопределенному кругу лиц.

Значение термина «неопределенный круг лиц» разъяснено письмами Федеральной антимонопольной службы (письма ФАС РФ от 05.04.2007 № АЦ/4624, от 30.10.2006 № АК/18658, от 23.01.2006 № АК/582):

«В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Соответственно, распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена».

На основании указанного выше можно сделать вывод, что к рекламе относятся не все расходы на продвижение товаров (работ, услуг), а только те, которые связаны с распространением информации о товарах (работах, услугах) неопределенному кругу лиц. Исходя из этого подхода и следует квалифицировать, относятся ли конкретные виды расходов к рекламе или к иным видам расходов. Так, к примеру, презентация во время проведения переговоров о будущем контракте не подпадает под определение рекламы.

В то же время понятно, что на практике очень много пограничных ситуаций. Помочь выработать свою позицию по таким ситуациям может анализ судебной практики и писем контролирующих органов.

В постановлении ФАС Московского округа (пост. ФАС МО от 25.04.2012 № А40-79873/11-99-360) отмечено, что размещение логотипов товаров на форменной одежде сотрудников компании и ношение ими данной одежды во время работы не является рекламой товара заказчика (отсутствует информация об услуге, это индивидуализация товара, а не реклама).

Расходы на изготовление и приобретение призов являются нормируемыми затратами. В то же время сами действия сотрудников исполнителей, направленные на выполнение функций, связанных с передачей в процессе проведения конкурсов (фестивалей, выставок, ярмарок, экспозиций) потребителям продукции бесплатных призов, признаются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, и должны учитываться в целях налогообложения в полном объеме.

Не является рекламной деятельностью проведение инструктажей для персонала, имеющего контакт с клиентами по вопросу правильного представления товаров потребителям, поскольку не соответствует признакам рекламы: инструктажи рассчитаны на конкретных сотрудников торговой организации — работников исполнителей, т. е. на определенный круг лиц.

В этом случае непосредственной целью данной деятельности является не поддержание интереса к товару и его производителю, а передача сотрудникам исполнителей новых навыков, которые впоследствии должны способствовать эффективной реализации товаров заявителя.

Насчет расходов на мерчандайзинг (приоритетную выкладку товаров в магазинах) тоже возникает вопрос: относятся они к расходам на рекламу или к расходам на продвижение? (о расходах на мерчандайзинг также читайте здесь)

Если мерчандайзинг считать расходами на рекламу, то такие расходы будут нормироваться. В ФАС Московского округа (пост. ФАС МО от 10.06.2011 № КА-А40/4733-11) рассматривался спор по этому вопросу. Судебный орган отметил, что выкладка товара предполагает размещение в местах продажи самого товара, дополнительных же сведений о товаре или его производителе в результате выкладки товара покупатель не получает. Какая-либо информация (сведения) содержится только на упаковке товара. Сведения, содержащиеся на упаковке, сами по себе рекламой не являются. Такие расходы признаются прочими расходами (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В местах приоритетной выкладки, как правило, устанавливают рекламные щиты (щиты для размещения наглядных пособий о товаре) и ценники. Судебный орган отметил, что такие расходы представляют собой услуги по оформлению мест продаж товара рекламными материалами (оформление витрин) и учитываются в целях налогообложения прибыли в полном объеме (абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ).

Какие расходы на рекламу не нормируются?

Другая проблема связана с вопросом о том, какие именно расходы включаются в состав ненормируемых.

Ущербность списка ненормируемых расходов, приведенного выше, прежде всего в том, что это список. Соответственно, любые несовпадения расходов налогоплательщика со списком влекут риски возникновения споров.

К примеру, к нормируемым расходам относится «изготовление рекламных брошюр и каталогов». А если изготавливается рекламная продукция с иным названием (лифлет, буклеты, листовки и т. д.)?

В разрешении такого рода спорных ситуаций могут помочь разъяснения Минфина России, а также судебные решения по этим вопросам.

Так, по мнению Минфина России (письмо Минфина России от 12.10.2012 № 03-03-06/1/544), буклеты и листовки представляют собой разновидность брошюр, содержащих рекламную информацию, имеющих от одного до трех сгибов. Такие расходы признаются ненормируемой рекламой.

Если компания не издает свой каталог, а платит за услугу по размещению в каталоге, изданном другой организацией, информации о своей продукции, то нормируются ли такие расходы?

Минфин России также считает, что это ненормируемые расходы (письмо Минфина России от 27.09.2012 № 03-03-06/1/508).

В состав ненормируемой рекламы входят расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов. А если рекламные информационные стенды, табло находятся внутри здания, заведения (например, в баре рекламируется продукция производителя на информационном табло)? Формально такая реклама не подпадает под список ненормируемых расходов и должна нормироваться.

Так, в ФАС Московского округа посчитали, что такие расходы являются нормируемыми (размещение в барах и ресторанах по заказу поставщика пива световых вывесок и зеркал, информационных тейблтенсов с изображением товаров и с информацией о товарах) (пост. ФАС МО от 25.04.2012 № А40-79873/11-99-360).

Являются ли нормируемой рекламой расходы на проведение пресс-конференции и презентации для прессы?

Не нормируются расходы на мероприятия через средства массовой информации. В этом же случае проводится иное мероприятие, но на котором присутствуют представители средств массовой информации.

В судебном споре по этому вопросу налогоплательщик обосновал свою правоту, представив доказательства, что по итогам презентации соответствующая информация была опубликована в средствах массовой информации (пост. ФАС МО от 25.06.2010 № КА-А40/6610-10).

Нормируются ли расходы на рекламу на транспорте (в частности в метрополитене)?

Федеральный закон № 38-ФЗ разделяет наружную рекламу (ст. 19 Закона № 38-ФЗ) и рекламу на транспорте (ст. 20 Закона № 38-ФЗ). Отсюда можно сделать вывод, что формально реклама на транспорте не подпадает под ненормируемую наружную рекламу.

Такой позиции придерживается и Минфин России (письма Минфина России от 20.04.2006 № 03-03-04/1/361, от 30.12.2005 № 03-03-04/2/148, от 02.11.2005 № 03-03-04/1/334, от 15.07.2005 № 03-03-04/1/75).

Аналогичная точка зрения была высказана в судебных решениях (пост. ФАС СЗО от 06.09.2011 № А44-6339/2009, ФАС ВВО от 13.01.2005 № А43-1729/2004-32-152).

Вычет НДС по нормируемой рекламе

До сих пор остается спорным вопрос о том, следует ли вычеты по НДС в отношении нормируемой рекламы производить в пределах установленного норматива по налогу на прибыль?

Дело в том, что в Налоговом кодексе (абз. 2 п. 7 ст. 171 НК РФ) предусмотрено, что в случае если в соответствии с главой 25 Кодекса расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.

Однако этим положением регулируются только расходы на командировки и представительские расходы (об этом прямо указано в первом абзаце).

В постановлении Президиума ВАС РФ (пост. Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 № 2604/10) сформулирована позиция, что в рассматриваемой статье Налогового кодекса речь идет только о нормировании вычетов сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных по расходам на командировки и представительским расходам. Расходы на рекламу для целей НДС не нормируются.

В то же время, несмотря на четкую позицию ВАС РФ по этому вопросу, последние письма Минфина указывали на необходимость нормирования вычетов по НДС (письма Минфина России от 13.03.2012 № 03-07-11/68, от 17.02.2011 № 03-07-11/35).

Учитывая это обстоятельство, налогоплательщики, принимающие НДС к вычету по расходам на сверхнормативную рекламу, несут риски возникновения спора (хотя в судебном порядке этот спор будет выигран с высокой степенью вероятности благодаря позиции, сформулированной ВАС РФ в постановлении Президиума).

Версия для печати

Актуально

Популярное

Компенсация за неиспользованный отпуск. Расчет компенсации

21 июля 2015 189305

Каждому работнику положен ежегодный оплачиваемый отпуск. Если он его не использовал (или использовал не полностью), то большинстве случаев независимо от причин увольнения ему полагается и денежная компенсация за неиспользованный отпуск. Ее размер зависит как от причины увольнения, так и от продолжительности работы. Рассмотрим на практических примерах расчет компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Срок полезного использования основных средств

12 августа 2015 135940

При принятии к учету основных средств у бухгалтера могут возникнуть вопросы: как определить срок полезного использования основных средств и как рассчитать СПИ основных средств для начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете? Ответы на эти вопросы в нашей статье.

Заполнение строки 210 декларации по прибыли

19 января 2016 129510

В строке 210 декларации по налогу на прибыль указывают общую сумму начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период. При заполнении строки 210 следует учитывать некоторые нюансы. Так, например, налогоплательщик сможет уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода 2015 года, зачисляемую в бюджет города Москвы, на сумму торгового сбора, фактически уплаченную за III квартал 2015 года.