Banner_1924x90_2

1075x40-2_ga

Утилизационный сбор на самоходные машины и прицепы

14 марта 2017
856 0


Tkach

Ольга Ткач, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Snow_scooter

Утилизационный сбор на самоходные машины и прицепы

14 марта 2017 856

В 2016 году был введен утилизационный сбор на впервые ввозимые или производимые на территории РФ самоходные машины и прицепы к ним, а также на прицепы к колесным транспортным средствам. Рассмотрим, кто является плательщиками утилизационного сбора на самоходные машины и прицепы, а также поговорим об этих объектах.

Согласно Закону об отходах (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - Закон об отходах)) утилизационный сбор уплачивают в целях обеспечения экологической безопасности, защиты здоровья человека и окружающей среды за транспортные средства (далее - ТС), ввозимые или изготовленные на территории РФ с учетом их технических характеристик и износа.

С 1 января 2016 года список облагаемой утилизационным сбором техники расширен. В него включены самоходные машины и прицепы к ним, а также прицепы к колесным ТС (далее - объекты) (ст. 24.1 Закона об отходах; Федеральный закон от 29.12.2015 № 392-ФЗ).

При этом перечень самоходных машин и прицепов к ним, облагаемых утилизационным сбором (далее - Перечень самоходных машин и прицепов к ним) (утв. пост. Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 (далее - Постановление № 81)), был утвержден лишь в феврале 2016 года. Одновременно с ним Правительство РФ установило правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении таких объектов, а также возврата и зачета излишне уплаченных (или взысканных) сумм (далее - Правила) (утв. пост. Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 (далее - Постановление № 81)).

Важно!
Утилизационный сбор за транспортные средства был введен в России в 2012 году одновременно со вступлением страны в ВТО. До 2016 года он распространялся лишь на колесные транспортные средства. Базовая ставка по легковым автомобилям для расчета сбора установлена в размере 20 000 рублей, для грузовиков и автобусов - 150 000 рублей. С 1 января 2016 года утилизационный сбор распространен на самоходные машины и прицепы к ним, а также на прицепы к колесным транспортным средствам. Базовая ставка для них установлена на уровне 150 000 рублей.

Что касается прицепов к колесным ТС, то они стали объектом обложения утилизационным сбором также с 10 февраля 2016 года (п. 2 Изменений, которые вносятся в акты Правительства РФ, утв. Постановлением № 81). По ним утилизационный сбор взимается в порядке, установленном для колесных ТС (за исключением размера утилизационного сбора, см. ниже).

Таким образом, помимо колесных ТС Сбор теперь уплачивается в отношении:

  • прицепов к автомобилям с максимальной технически допустимой массой более 10 тонн (Раздел VII Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утв. пост. Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 (далее - Перечень колесных ТС и прицепов к ним));
  • самоходной техники и прицепов к ней (Перечень самоходных машин и прицепов к ним), указанных в таблице.

Самоходная техника и прицепы к ней, облагаемые утилизационным сбором
Техника, облагаемая утилизационным сбором

Отметим, что в мае 2016 года были внесены изменения в упомянутые Перечни, отменяющие уплату утилизационного сбора в отношении прицепов максимальной технически допустимой массой до 10 тонн, а также снижающие ставки утилизационного сбора на прицепы максимальной технически допустимой массой более 10 тонн (пост. Правительства РФ от 11.05.2016 № 401). Таким образом, с момента вступления в силу изменений (с 12.05.2016) фактически отменен утилизационный сбор для прицепов (предназначенных как для колесных ТС, так и для самоходных машин) до 10 тонн. При этом нет особых указаний, которые распространяли бы действие этих изменений на ранние периоды (в частности, с 10.02.2016 по 12.05.2016).

Плательщики утилизационного сбора

Плательщиками утилизационного сбора являются физические и юридические лица, которые (п. 3 ст. 24.1 Закона об отходах):

  • ввозят облагаемые утилизационным сбором объекты на территорию РФ;
  • производят облагаемые утилизационным сбором объекты на территории РФ;
  • приобрели облагаемые утилизационным сбором объекты на территории РФ у лиц, которые не уплачивали утилизационный сбор при ввозе рассматриваемого в статье имущества на территорию РФ в качестве личного (льготные категории, см. далее);
  • приобрели облагаемые утилизационным сбором объекты на территории РФ у лиц, не уплативших утилизационный сбор в нарушение установленного порядка.

Утилизационный сбор не уплачивают в отношении объектов (п. 6 ст. 24.1 Закона об отходах):

  • ввозимых в качестве личного имущества участниками Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (утв. Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637), либо признанных в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами (Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-I);
  • которые ввозятся в РФ и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска которых прошло 30 и более лет и которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, а также сохранены или отреставрированы до оригинального состояния. Виды и категории таких объектов определяет Правительство РФ (в отношении колесных ТС - утв. пост. Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291; в отношении самоходных машин аналогичного документа пока нет).

ПРИМЕР
Новый покупатель самоходной машины (прицепа к ней или к колесному ТС) обязан уплатить утилизационный сбор, если предыдущим собственником (продавцом) является:
- консульство иностранного государства;
- дипломатическое представительство;
- международная организация, пользующаяся привилегиями и иммунитетами;
- физическое лицо, являющееся сотрудником перечисленных выше учреждений (или член семьи такого сотрудника).

Кроме того, если в нарушение установленного порядка прицеп или самоходная машина были ввезены или реализованы на территории РФ после 10.02.2016 без уплаты утилизационного сбора, то покупатель должен самостоятельно уплатить утилизационный сбор до постановки объекта на учет.

Размер утилизационного сбора

Размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки (установлена в размере 150 000 руб.) и коэффициента, предусмотренного отдельно для каждого вида объекта (примечание 4 к Перечню самоходных машин и прицепов к ним).

Коэффициенты приведены в Перечне самоходных машин и прицепов к ним. Их размер зависит от года выпуска объекта, его массы и других физических характеристик, оказывающих влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты объектом своих потребительских свойств.

ПРИМЕР
Компания приобрела новый снегоход с объемом двигателя не более 299 куб. см.
Согласно Перечню самоходных машин и прицепов к ним:
- код - 8703 10 110 0;
- коэффициент - 0,4;
- базовая ставка - 150 000 руб.

Сумма утилизационного сбора будет равна:

0,4 x 150 000 руб. = 60 000 руб.

А вот за ввозимый на территорию РФ снегоход старше трех лет, классифицируемый по коду 8703 10 110 0 с объемом двигателя не более 299 куб. см., придется заплатить больше:

0,7 x 150 000 руб. = 105 000 руб.

Согласно примечанию к Перечню самоходных машин и прицепов к ним размер утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт, изготовленных (достроенных) на базе самоходных машин либо прицепов, в отношении которых утилизационный сбор был ранее уплачен, определяется как разница между суммой утилизационного сбора, подлежащей уплате в отношении вновь созданных (достроенных) объектов, и суммой утилизационного сбора, ранее уплаченной в отношении самоходных машин либо прицепов, на базе которых было осуществлено изготовление (достройка).

Что касается прицепов к колесным ТС, то базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора для них также установлена в размере 150 000 рублей (примечание 6 к Перечню колесных ТС и прицепов к ним).

Администрирование утилизационного сбора

Администрированием утилизационного сбора занимаются:

  • Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) - в отношении объектов, ввезенных на территорию РФ;
  • Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) - в отношении объектов, выпущенных на территории РФ, либо объектов, в отношении которых утилизационный сбор ранее не был уплачен.

При ввозе на территорию РФ импортеры (или их уполномоченные представители), уплатив необходимую сумму утилизационного сбора, представляют в таможенный орган (Раздел II Правил), в котором осуществляется декларирование объектов, следующие документы:

  • расчет суммы утилизационного сбора (Приложение № 1 к Правилам);
  • копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
  • копии платежных документов об уплате утилизационного сбора (оплата может также осуществляться с использованием электронных средств платежа, в том числе через платежные терминалы или банкоматы);
  • решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов в счет его предстоящей уплаты (Приложение № 2 к Правилам), выданное таможенным органом (в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) ранее утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете), и его копию;
  • копию документа, подтверждающего полномочия представителя плательщика (если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется последним).

Если компания имеет льготы, то ей следует представить документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, и их копии.

Таможенный орган после проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления в бюджет либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов (либо отметку об основании его неуплаты, например "Утилизационный сбор не уплачивается, абзацы 2 (3, 4) пункта 6 статьи 24.1 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ"). При этом плательщику или его уполномоченному представителю выдают приходный ордер, форма, порядок заполнения и порядок корректировки которого определяются ФТС России (в настоящее время соответствующий документ готовится: https://regulation.gov.ru/projects#npa=18995).

В иных случаях администрированием утилизационного сбора занимается ФНС России, которая ставит отметку об уплате (или основания для неуплаты) в паспорт объекта. Для ее проставления плательщики (или их уполномоченные представители) по истечении трех рабочих дней со дня уплаты утилизационного сбора должны представить в налоговый орган (Раздел III Правил) следующие документы.

  1. Расчет суммы утилизационного сбора. Форма расчета утверждена приказом ФНС России (приказы ФНС России от 24.10.2016 № ММВ-7-3/577@, от 24.10.2016№ ММВ-7-3/578@).
  2. Бланки паспортов, оформляемых на самоходные машины и (или) прицепы, или паспорта ТС, в отношении которых был уплачен утилизационный сбор.
  3. Копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа или заключение аккредитованного органа по сертификации о том, что такая продукция не подлежит обязательной оценке соответствия, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии).
  4. Документы, подтверждающие факт приобретения объекта на территории РФ в случае его приобретения у лиц, не уплачивающих или неосновательно не уплативших утилизационный сбор.
  5. Копии паспортов, выданных на объекты, в отношении которых утилизационный сбор был ранее уплачен и на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) объекты (если в соответствии с законодательством РФ выдаются новые паспорта).
  6. Копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
  7. Копию документа, подтверждающего полномочия представителя плательщика.

В случае переплаты утилизационного сбора плательщик в дополнение к указанным документам подает заявление о зачете переплаты в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора (Приложение № 3 к Правилам). Вместе с заявлением нужно представить документы, подтверждающие факт переплаты, или решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора (Приложение № 2 к Правилам, п. 18 Правил), выданное ранее налоговым органом, и его копию (при наличии).

Указанные документы подают в инспекцию:

  • по месту нахождения плательщика-организации (обособленного подразделения организации);
  • по месту жительства плательщика - физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;
  • по месту жительства плательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления в бюджет налоговый орган проставляет на бланках паспортов и (или) в паспортах (дубликатах) отметку об уплате утилизационного сбора и возвращает их плательщику или его уполномоченному представителю.

Отметим, что при уплате утилизационного сбора в отношении менее пяти самоходных машин и (или) прицепов к ним в один день расчет представляется в бумажном виде. А в случае уплаты утилизационного сбора в отношении более чем пяти самоходных машин и (или) прицепов к ним в один день расчет представляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в формате, определенном ФНС России.

Для плательщиков - крупнейших производителей самоходных машин и (или) прицепов к ним предусмотрен особый порядок исчисления и уплаты утилизационного сбора (Раздел IV Правил; Порядок признания производителей самоходных машин и (или) прицепов к ним крупнейшими, утв. приказом Минпромторга России от 18.02.2016 № 406). Они вправе самостоятельно проставлять на бланке паспортов объектов отметку об уплате утилизационного сбора и представлять расчеты раз в квартал (в электронной форме) - не позднее последнего дня квартала, в котором был выдан бланк паспорта.

Крупнейшие производители уплачивают утилизационный сбор в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором составлен расчет.

Версия для печати

Популярное

Компенсация за неиспользованный отпуск. Расчет компенсации

21 июля 2015 234560

Каждому работнику положен ежегодный оплачиваемый отпуск. Если он его не использовал (или использовал не полностью), то большинстве случаев независимо от причин увольнения ему полагается и денежная компенсация за неиспользованный отпуск. Ее размер зависит как от причины увольнения, так и от продолжительности работы. Рассмотрим на практических примерах расчет компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Срок полезного использования основных средств

08 августа 2016 216578

Срок полезного использования основных средств — это период (количество месяцев), в течение которого компания предполагает использовать основное средство и получать от него экономические выгоды. В зависимости от срока полезного использования ОС распределяются по амортизационным группам. В статье мы рассмотрим, как правильно установить срок полезного использования новых и бывших в употреблении ОС, на что следует обратить внимание при его определении, а также изменении в процессе использования объекта.

Заполнение строки 210 декларации по прибыли

19 января 2016 159532

В строке 210 декларации по налогу на прибыль указывают общую сумму начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период. При заполнении строки 210 следует учитывать некоторые нюансы. Так, например, налогоплательщик сможет уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода 2015 года, зачисляемую в бюджет города Москвы, на сумму торгового сбора, фактически уплаченную за III квартал 2015 года.