Banner_1924x90_2

1075x40-2_ga

Считаем земельный налог без кадастровой стоимости

30 мая 2014
6071 0


Podlipalina Elena

Елена Подлипалина, аттестованный профессиональный бухгалтер

Gornostaev

Экспертиза статьи:
Вячеслав Горностаев, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, поскольку получалась слишком большая колонка

6905%20%d0%bc

Считаем земельный налог без кадастровой стоимости

30 мая 2014 6071

Компания — владелец земельного участка для расчета суммы земельного налога (авансового платежа по нему) должна знать кадастровую стоимость этого объекта, срок владения им в течение отчетного (налогового) периода, а также налоговую ставку.
Налоговую ставку определяют представительные органы муниципальных образований и власти городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), а ее максимальный размер установлен в Налоговом кодексе (1). Кадастровую стоимость земли по состоянию на 1 января текущего года (2) определяет Росреестр (3) путем проведения ее оценки (4) в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (5). Оценка проводится не реже одного раза в 5 лет (6).

Фирма может запросить информацию о кадастровой стоимости своего земельного участка, направив в ближайшее территориальное отделение Росреестра письменный запрос в порядке, установленном статьей 14 Закона о кадастре недвижимости (7) (см. образец ниже). Эта информация также размещается в Интернете на официальном сайте ведомства (8).

Если кадастровая стоимость отсутствует

Если кадастровую стоимость участка определить невозможно (Росреестр не предоставил ин­формацию), при расчете зе­мель­ного налога (авансовых плате­жей по нему) фирме следует применять показатель «нормативная цена земли» (9). Минфин России (10), ФНС России (11) и суды (12) придерживаются такого же мнения.

Порядок определения нормативной цены земли установлен Правительством РФ (13). Обя­зан­ность ее расчета возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ. Они определяют нормативную цену для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Органы местного самоуправления могут своими решениями повышать или понижать установленную региональными властями нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов. При этом нормативная цена не должна превышать 75 процентов от уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения. Для получения документа о нормативной цене земли конкретного земельного участка фирме следует обратиться в районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и земле­устройству, направив соответствующий запрос (заявление), составленный в произвольной форме.

Если же в отношении земельного участка не определена ни кадастровая стоимость, ни нормативная цена, то по такому объекту отсутствует налоговая база для исчисления земельного налога и рассчитывать его не нужно (14). Вместе с тем компании стоит позаботиться о доказательствах того факта, что кадастровая стоимость и нормативная цена для земельного участка не установлены. Необходимо иметь соответствующие документы от уполномоченных органов, в которые фирма направляла запросы для полу­чения информации об этих по­казателях.

Отражаем земельный налог в учете

Порядок отражения земельного налога (авансовых платежей по нему) в бухгалтерском учете зависит от того, в каких целях компания использует участок. Если объект участвует в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), то земельный налог необходимо включать в состав расходов по обычным видам деятельности (15) и отражать по дебету счетов учета затрат на производство в коррес­понденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Земельный налог» (далее — субсчет 68 «Земельный налог»).
Если же фирма использует участок в деятельности, доходы от которой признаются прочими, то и земельный налог следует учитывать в составе прочих расходов (16) и отражать по дебету счета 91.2 «Прочие расходы» и кредиту субсчета 68 «Земельный налог».

Когда компания ведет на своем участке строительство здания или сооружения, то сумму земельного налога, начисленную в период строительства, следует включать в первоначальную стоимость возводимого объекта (до момента принятия его на учет в составе основных средств (17). Начисление налога в этом случае производится по дебету счета 08.3 «Строительство объектов основных средств» и кредиту субсчета 68 «Земельный налог».

В целях расчета налога на прибыль сумму земельного налога (авансовых платежей по нему) фирма может учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату отражения ее в учете (если фирма использует метод начисления (18)). Если же компания применяет кассовый метод, то суммы земельного налога (авансовых платежей) включаются в базу по налогу на прибыль в момент уплаты их в бюджет (19). Рассмотрим на примере порядок расчета и отражения в учете земельного налога на основании нормативной цены земли.

Пример 

16.10.2013 фирма приобрела в г. Москве земельный участок вместе со стоящим на нем офисным зданием. Цель покупки — последующая сдача внутренних помещений в аренду. Закон г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» устанавливает в отношении данного участка налоговую ставку в размере 1,5%. Срок уплаты земельного налога — не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (т. е. не позднее 01.02.2014).

В связи с тем, что Росреестр не предоставил информацию о кадастровой стоимости участка, фирма запросила и получила в городском комитете по земельным ресурсам справку о его нормативной цене. Она составляет 2 000 000 руб.

Таким образом, сумма земельного налога за 2013 г. равна: 
2 000 000 руб. × 1,5% × 2 мес. : 12 мес. = 5000 руб.
Бухгалтер сделал в учете следующие проводки:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 68 субсчет «Земельный налог»
– 5000 руб. — отражена сумма земельного налога за 2013 г.;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Земельный налог» КРЕДИТ 51
– 5000 руб. — сумма земельного налога перечислена в бюджет (не позднее 01.02.2014)

Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 г. № 1738-1
Статья 25
 

Нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Мнение

SorokinАлексей Сорокин, начальник отдела имущественных и прочих налогов Минфина России

Считаем земельный налог по нормативной цене участка

В случае если кадастровая стоимость земельного участка не может быть определена, для расчета земельного налога используют нормативную цену земли (п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ), в том числе и в судебных спорах (п. 7 пост. Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54).

Нормативная цена земли — это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (ст. 25 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-I). 
Порядок расчета нормативной цены земли установлен пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319. Расчет ежегодно производят органы исполнительной власти субъектов РФ (п. 1 пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319). 

Обязанность выдавать заинтересованным лицам документ (в виде соответствующей справки или акта) о норма­тивной цене земли конкретного земельного участка возло­жена на районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству (в настоящее время — территориальные отделы управлений Росреестра по субъектам РФ) (п. 4 пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319). Если же в отношении земельного участка не могут быть определены ни кадастровая стоимость, ни норматив­ная цена земли, то отсутствует и база по расчету земельного налога для этого участка.

Материал опубликован в журнале «Актуальная бухгалтерия». Февраль, 2014 г.

23 24

22

(1) ст. 394 НК РФ
(2) п. 1 ст. 391 НК РФ
(3) пост. Правительства РФ от 01.06.2009 № 457
(4) п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ
(5) п. 1 пост. Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 (далее — Постановление № 316)
(6) п. 3 Постановления № 316
(7) Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ; п. 1 пост. Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 (далее — Постановление № 52)
(8) п. 2 Постановления № 52, https://rosreestr.ru/wps/portal/
(9) п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ
(10) письма Минфина России от 15.08.2012 № 03-05-05-02/85, от 09.08.2012 № 03-05-04-02/75, от 04.07.2012 № 03-05-05-02/75
(11) письмо ФНС России от 13.10. 2011 № ЗН-4-11/16897@
(12) п. 7 пост. Пленума ВАС РФ от 23.07. 2009 № 54
(13) пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319
(14) письмо Минфина России от 15.03.2012 № 03-05-05-02/15
(15) пп. 5, 7 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (далее — ПБУ 10/99)
(16) пп. 4, 11 ПБУ 10/99
(17) пп. 8, 14 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н
(18) подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ; письмо Минфина России от 07.06.2011 № 03-03-06/1/333
(19) подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ

Версия для печати

Популярное

Компенсация за неиспользованный отпуск. Расчет компенсации

21 июля 2015 239015

Каждому работнику положен ежегодный оплачиваемый отпуск. Если он его не использовал (или использовал не полностью), то большинстве случаев независимо от причин увольнения ему полагается и денежная компенсация за неиспользованный отпуск. Ее размер зависит как от причины увольнения, так и от продолжительности работы. Рассмотрим на практических примерах расчет компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Срок полезного использования основных средств

08 августа 2016 226676

Срок полезного использования основных средств — это период (количество месяцев), в течение которого компания предполагает использовать основное средство и получать от него экономические выгоды. В зависимости от срока полезного использования ОС распределяются по амортизационным группам. В статье мы рассмотрим, как правильно установить срок полезного использования новых и бывших в употреблении ОС, на что следует обратить внимание при его определении, а также изменении в процессе использования объекта.

Заполнение строки 210 декларации по прибыли

19 января 2016 161121

В строке 210 декларации по налогу на прибыль указывают общую сумму начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период. При заполнении строки 210 следует учитывать некоторые нюансы. Так, например, налогоплательщик сможет уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода 2015 года, зачисляемую в бюджет города Москвы, на сумму торгового сбора, фактически уплаченную за III квартал 2015 года.