Banner_1924x90

1075x40-2_ga

СанПиН для рабочих мест

19 декабря 2016
451 0


Erin Pavel

Павел Ерин, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Office

СанПиН для рабочих мест

19 декабря 2016 451

Утверждены СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" (пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 № 81). Новые СанПиН устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам неионизирующей природы на рабочих местах и источникам этих физических факторов, а также требования к организации контроля, методам измерения физических факторов на рабочих местах и мерам профилактики вредного воздействия физических факторов на здоровье работающих (п. 1.1 СанПиН).

С 1 января 2017 года (даты вступления в силу) требования СанПиН будут распространяться на проектируемые, вновь вводимые в эксплуатацию, реконструируемые и эксплуатируемые объекты и станут обязательными для применения гражданами, состоящими в трудовых отношениях, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Новые СанПиН не будут распространяться на условия труда водолазов, космонавтов, условия выполнения аварийно-спасательных работ или боевых задач (пп. 1.2, 1.3, 1.6 СанПиН).

Требования СанПиН

Новые СанПиН заменяют действующие в настоящее время санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.2.4.1191-03 "Электромагнитные поля в производственных условиях", утв. пост. Главного государственного санитарного врача РФ от 19.02.2003 № 10), однако в отличие от них содержат более широкий перечень физических факторов, оказывающих влияние на трудовую деятельность. Под физическими факторами в контексте СанПиН понимаются: микроклимат; шум; вибрация; инфразвук; воздушный и контактный ультразвук; электрические, магнитные, электромагнитные поля; лазерное и ультрафиолетовое излучение; освещение.

Для каждого из них СанПиН устанавливают гигиенические нормативы воздействия соответствующего физического фактора в условиях производственной среды (предельно допустимые уровни, ПДУ). Такие нормативы определяются как предельно допустимые уровни факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не вызывают заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений (п. 1.4 СанПиН).

Можно отметить, что приведенное определение ПДУ соотносится с понятием гигиенических нормативов условий труда, которое содержится в разделе 3 Руководства Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005 (далее - Руководство)). Различие заключается в акцентах: Руководство рассматривает физические факторы как вредные в связи с их потенциальной возможностью вызвать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства, в СанПиН же в качестве вредного определяется не сам фактор, а уровень его воздействия, превышающий предельно допустимый уровень.

Например, в производственных помещениях, в которых допустимые нормативные величины параметров микроклимата невозможно установить из-за технологических требований к производственному процессу, условия микроклимата следует рассматривать как вредные и опасные (п. 2.2.14 СанПиН). С этой целью СанПиН устанавливают нормируемые показатели и параметры физических факторов, в том числе оптимальные (для микроклимата) и допустимые (предельно допустимые) показатели (уровни воздействия) физических факторов на рабочих местах. Конкретные показатели таких факторов могут различаться в зависимости от условий трудовой деятельности и от воздействия во времени самих этих факторов.

Соблюдение СанПиН

Требования СанПиН направлены на реализацию предписания Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которому условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека (п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 27 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (далее - Закон № 52-ФЗ)). Также Закон № 52-ФЗ обязывает осуществлять профилактические мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов РФ. В этой связи предприниматели и юрлица осуществляют производственный контроль за условиями труда, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний (п. 2 ст. 25, п. 1 ст. 32 Закона № 52-ФЗ).

Положения СанПиН должны применяться при оценке уровней профессиональных рисков здоровью работающих и разработки мероприятий профилактического характера (п. 1.9 СанПиН). Исполняя предписания СанПиН, работодатели обязаны:

  • измерять показатели физических факторов на рабочих местах, в частности, в ходе проведения производственного контроля, периодичность которого определяется законодательством;
  • обеспечивать безопасность на рабочих местах при эксплуатации оборудования;
  • принимать профилактические меры, направленные на снижение вредного уровня воздействия физических факторов на здоровье работников.

Например, измерения параметров микроклимата в целях контроля их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям проводятся не реже одного раза в год (п. 2.3.1 СанПиН). В целях профилактики неблагоприятного воздействия микроклимата должны быть использованы защитные мероприятия, направленные на нормализацию теплового состояния организма работающего (спецодежда, средства индивидуальной защиты, помещения для отдыха с нормируемыми показателями микроклимата, регламентация времени непрерывного пребывания в неблагоприятном микроклимате) (п. 2.2.14 СанПиН) и т. д.

Нарушение СанПиН

Невыполнение предписаний СанПиН может повлечь за собой административную ответственность работодателя и его должностных лиц (ст. 6.3 КоАП РФ) в виде штрафа, размер которого составляет от 500 до 1000 рублей для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей и от 10 000 до 20 000 рублей для юридических лиц. Кроме того, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (пост. АС УО от 19.05.2015 № Ф09-2890/15, АС ЦО от 01.04.2015 № Ф10-477/15). В зависимости от состава правонарушения возможно привлечение организации, индивидуального предпринимателя, их должностных лиц к ответственности и за нарушение государственных нормативных требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Версия для печати

Популярное

Компенсация за неиспользованный отпуск. Расчет компенсации

21 июля 2015 215452

Каждому работнику положен ежегодный оплачиваемый отпуск. Если он его не использовал (или использовал не полностью), то большинстве случаев независимо от причин увольнения ему полагается и денежная компенсация за неиспользованный отпуск. Ее размер зависит как от причины увольнения, так и от продолжительности работы. Рассмотрим на практических примерах расчет компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Срок полезного использования основных средств

08 августа 2016 185422

Срок полезного использования основных средств — это период (количество месяцев), в течение которого компания предполагает использовать основное средство и получать от него экономические выгоды. В зависимости от срока полезного использования ОС распределяются по амортизационным группам. В статье мы рассмотрим, как правильно установить срок полезного использования новых и бывших в употреблении ОС, на что следует обратить внимание при его определении, а также изменении в процессе использования объекта.

Заполнение строки 210 декларации по прибыли

19 января 2016 150503

В строке 210 декларации по налогу на прибыль указывают общую сумму начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период. При заполнении строки 210 следует учитывать некоторые нюансы. Так, например, налогоплательщик сможет уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода 2015 года, зачисляемую в бюджет города Москвы, на сумму торгового сбора, фактически уплаченную за III квартал 2015 года.