Banner_1924x90_2

1075x40-2_ga

Допрос работника при налоговой проверке

18 мая 2017
188 0


Chirkova

Екатерина Сыркова, ведущий юрисконсульт департамента налоговой политики компании "Мечел"

Interview

Допрос работника при налоговой проверке

18 мая 2017 188

При выездной налоговой проверке инспекторы могут привлечь работника компании для дачи показаний или пояснений. Рассмотрим, в каких случаях допрос работника будет незаконным.

Вызов на допрос и проведение допроса

Согласно положениям налогового законодательства инспекторы в рамках выездной налоговой проверки вправе вызвать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проверки (подп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ). Учитывая формулировку статьи 31 Налогового кодекса, свидетелей чаще всего вызывают на территорию налогового органа. Однако на практике встречаются случаи, когда допрос проводят по месту пребывания свидетеля, например, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в инспекцию. По усмотрению должностного лица налогового органа данное правило также может распространяться и на другие случаи (п. 4 ст. 90 НК РФ).

Вызов свидетеля на территорию инспекции осуществляется повесткой (п. 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837@). Рекомендуемая форма данного документа приведена в приложении к методическим рекомендациям ФНС России по ведению информационного ресурса "Допросы и осмотры" (документ для служебного пользования).

Налоговики обязаны указать в повестке основания ее направления, а также время и место проведения допроса.

К сожалению, законодательством РФ не установлены сроки, когда такая повестка считается доставленной или врученной адресату. Поэтому датой получения следует считать день фактического получения документа (по почте либо лично).

Обратите внимание, что работника могут вызвать на допрос только повесткой. На телефонные звонки с просьбами явиться в инспекцию можно не реагировать.

То же самое касается дачи показаний и пояснений по телефону. Такая форма взаимоотношений незаконна и недопустима (пост. ФАС МО от 28.04.2010 № КА-А40/4027-10).

Если же допрос проводят по месту нахождения работника или организации, то составлять документ о вызове свидетеля не нужно.

ФНС России разъясняет (п. 5.1 письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12837@), что в качестве свидетелей могут привлекаться только лица, не заинтересованные в исходе дела. Если же опрашивают лиц, заведомо заинтересованных (например, генерального и/или финансового директора, главного бухгалтера организации), то протокол допроса может быть квалифицирован как пояснения налогоплательщика (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Форма протокола допроса свидетеля установлена ФНС России (приложение № 11 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@). Документ, составленный в произвольной форме, будет считаться недействительным.

Одним из главных отличий допроса от дачи пояснений является то, что на допрос должно явиться именно то лицо, чья фамилия указана в повестке. Для дачи пояснений, если получено соответствующее уведомление (форма также установлена ФНС России (приложение № 2 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@)), можно отправить любое должностное лицо или уполномоченного представителя компании, например налогового юриста. Вручают уведомление, в отличие от повестки, непосредственно компании по ТКС либо ее представителю лично.

Допрашивать как бывших, так и нынешних работников могут только те инспекторы, которые входят в список участников проверки (п. 2 ст. 89 НК РФ). Если же сотрудников допрашивал инспектор, чья фамилия не фигурировала в решении о проведении проверки, протокол допроса считается недействительным.

В допросе также могут участвовать сотрудники органов внутренних дел, включенные в состав проверяющих (пп. 2, 4, 7, 8 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утв. приказом МВД России и ФНС России от 30.06.2009 № 495/ММ-7-2-347; пост. Девятого ААС от 22.03.2010 № 09АП-3290/2010, от 18.03.2010 № 09АП-2709/2010).

Допрос не может длиться непрерывно более четырех часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи. Общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать восьми часов (ст. 187 УПК РФ; ст. 2, п. 3 ст. 33 НК РФ). Время начала и окончания допроса фиксируют в протоколе.

Обратите внимание, что не могут быть допрошены (п. 2 ст. 90 НК РФ):

  • лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
  • лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц (в частности, нотариус, адвокат, аудитор).

Ответственность при допросе

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание с него штрафа в размере 1000 рублей (ст. 128 НК РФ). Неправомерный отказ от дачи показаний, а также представление заведомо ложных показаний влечет взыскание штрафа в размере 3000 рублей (ст. 128 НК РФ).

Отказаться от дачи показаний и не быть привлеченным к ответственности работник может только в одном случае: сославшись на Конституцию РФ, положения которой предусматривают, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).

Инспекторы еще до начала допроса обязаны предупредить об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. В протоколе делают соответствующую отметку, которую удостоверяют подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ). Отсутствие подписи может являться поводом для признания протокола недействительным.

Допрос работника во время приостановления проверки

В период приостановления выездной налоговой проверки прекращаются действия инспекторов по истребованию у компании документов, а также другие действия на ее территории, связанные с проверкой (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Еще в 2013 году Пленум ВАС РФ сделал вывод, что по смыслу пункта 9 статьи 89 Налогового кодекса в период приостановления не допускаются получение от организации пояснений и допрос ее сотрудников. Однако этот запрет применим только в случае проведения допроса/получения пояснений на территории организации. Инспекция не лишена возможности проводить допрос или получать пояснения вне территории компании, если они не связаны с истребованием у нее документов (п. 26 пост. Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Описанный выше вывод касается и бывших сотрудников, допрашиваемых в качестве свидетеля (пост. АС ЗСО от 15.06.2016 № Ф04-2068/16).

Минфин России полностью согласен с позицией ВАС РФ и подтверждает ее в своих разъяснениях (письма Минфина России от 18.01.2013 № 03-02-07/1-11, от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156). Вторит данному мнению и ФНС России (письма ФНС России от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395@, от 13.09.2012 № АС-4-2/15309).

Допрос работника после окончания проверки

Если работника допрашивают после окончания проверки, то имеет место нарушение установленного законом порядка сбора доказательств (абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4 НК РФ). Полученные таким образом протоколы допроса свидетелей или пояснения не могут быть использованы инспекторами при вынесении решения по проверке.

К такому выводу пришли судьи в нескольких арбитражных округах (пост. АС ЦО от 03.06.2016 № Ф10-1572/16, ФАС ПО от 25.09.2012 № Ф06-6503/12, ФАС МО от 16.06.2011 № Ф05-16135/10, от 31.01.2011 № КА-А40/17644-10-П, ФАС ЗСО от 11.11.2011 № Ф04-5932/11, ФАС ДВО от 29.07.2011 № Ф03-3493/11, ФАС ВВО от 07.04.2011 № Ф01-1079/11, ФАС УО от 08.08.2011 № Ф09-4830/11).

Однако если повестка была направлена работнику еще во время проверки, то считается, что инспекторы фактически выполнили требования Налогового кодекса (п. 7 ст. 101.4 НК РФ). Проведение допроса будет являться законным, так как показания получены после окончания проверки по не зависящим от них обстоятельствам (пост. ФАС ЗСО от 04.06.2008 № Ф04-3296/2008(5681-А27-42) (определением ВАС РФ от 31.07.2008 № 9497/08 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ)).

Также допрос будет считаться правомерным в ситуации, когда налоговый орган отправляет поручение о его проведении в стороннюю инспекцию и при этом данный документ датирован периодом проверки (пост. ФАС ВСО от 10.09.2012 № Ф02-3964/12 (определением ВАС РФ от 19.11.2012 № ВАС-14735/12 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ)).

Версия для печати

Популярное

Компенсация за неиспользованный отпуск. Расчет компенсации

21 июля 2015 234666

Каждому работнику положен ежегодный оплачиваемый отпуск. Если он его не использовал (или использовал не полностью), то большинстве случаев независимо от причин увольнения ему полагается и денежная компенсация за неиспользованный отпуск. Ее размер зависит как от причины увольнения, так и от продолжительности работы. Рассмотрим на практических примерах расчет компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Срок полезного использования основных средств

08 августа 2016 216839

Срок полезного использования основных средств — это период (количество месяцев), в течение которого компания предполагает использовать основное средство и получать от него экономические выгоды. В зависимости от срока полезного использования ОС распределяются по амортизационным группам. В статье мы рассмотрим, как правильно установить срок полезного использования новых и бывших в употреблении ОС, на что следует обратить внимание при его определении, а также изменении в процессе использования объекта.

Заполнение строки 210 декларации по прибыли

19 января 2016 159570

В строке 210 декларации по налогу на прибыль указывают общую сумму начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период. При заполнении строки 210 следует учитывать некоторые нюансы. Так, например, налогоплательщик сможет уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода 2015 года, зачисляемую в бюджет города Москвы, на сумму торгового сбора, фактически уплаченную за III квартал 2015 года.