Banner_1924x90

1075x40-2_ga

Проверка страховых взносов на ОПС и ОМС

20 апреля 2017
154 0


Makarenko

Елена Макаренко, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член МоАП, профессиональный бухгалтер

Hand

Проверка страховых взносов на ОПС и ОМС

20 апреля 2017 154

С 2017 года плательщики страховых взносов исчисляют и уплачивают их по новым правилам. Разберемся, кто и каким образом будет осуществлять проверку страховых взносов за текущий и прошлые периоды.

С 1 января 2017 года уплата страховых взносов снова осуществляется по правилам, установленным Налоговым кодексом (далее - Кодекс). Плательщики страховых взносов отчитываются по исчисленным и уплаченным страховым взносам в налоговые органы по месту своего учета начиная с представления за первый расчетный (отчетный) период 2017 года. Новая форма расчета по страховым взносам, объединяющая показатели форм РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и 4-ФСС, уже утверждена ФНС России (приказ ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@).

В территориальные органы ПФР плательщики страховых взносов обязаны представлять только сведения персонифицированного учета (о застрахованных лицах, страховом стаже, дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию) (пп. 2-2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее - Закон № 27-ФЗ)).

Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за отчетные (расчетные) периоды начиная с 2017 года, а также обеспечение исполнения обязанности по их уплате осуществляется налоговыми органами. ПФР передал налоговым органам сведения о зарегистрированных плательщиках страховых взносов, а также о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам, образовавшихся на 1 января 2017 года. Дальнейшее их взыскание осуществляется налоговыми органами (ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ (далее - Закон № 243-ФЗ)).

В полномочиях ПФР по-прежнему остаются функции назначения и выплаты пенсий, а также контроля за достоверностью сведений персонифицированного учета, представляемых страхователями в ПФР (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (далее - Закон № 167-ФЗ); п. 1 ст. 8, ст. 16 Закона № 27-ФЗ).

При этом установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, будет осуществляться органами ПФР и ФСС России в порядке, действовавшем до этой даты. Также в прежнем порядке нужно представить в фонды расчеты по форме РСВ-1 ПФР за 2016 год и уточненные расчеты за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (ст. 20, 23 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ (далее - Закон № 250-ФЗ)).

В полномочиях ФФОМС остается осуществление контроля исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ (далее - Закон № 326-ФЗ)).

Разберемся, как будет производиться проверка страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за прошлые периоды и текущий в новой системе правоотношений.

Проверки страховых взносов начиная с 2017 года

Итак, правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, теперь регулируются Кодексом. При этом все права налоговых органов, предусмотренные Кодексом в отношении налогоплательщиков, распространяются и на плательщиков страховых взносов.

Проверять правильность исчисления и уплаты страховых взносов за периоды начиная с 2017 года налоговые органы будут в рамках камеральных и выездных налоговых проверок, а также в ходе налогового мониторинга по общеустановленным Кодексом для этих форм контроля правилам (ст. 31, 82, 87, 105.29 НК РФ (в ред. Закона № 243-ФЗ); ст. 2 Закона № 167-ФЗ), но с применением отдельных особенностей в части страховых взносов на ОПС.

При приеме расчетов по страховым взносам налоговые органы будут руководствоваться правилом (п. 7 ст. 431 НК РФ), согласно которому расчет будет считаться непредставленным, если в нем сведения о совокупной сумме страховых взносов на ОПС за расчетный (отчетный) период не будут соответствовать сумме исчисленных страховых взносов по каждому застрахованному физлицу. При обнаружении таких расхождений плательщику будет направлено соответствующее уведомление не позднее дня, следующего за днем представления расчета. В пятидневный срок со дня получения уведомления плательщик обязан представить расчет, в котором несоответствие устранено. В таком случае датой его представления будет считаться дата подачи первоначального расчета.

Полученные от страхователя в составе расчета сведения, необходимые для персучета в системе ОПС и ОМС, налоговый орган оперативно передаст в территориальные органы ПФР и ФФОМС в рамках межведомственного взаимодействия. Порядок обмена информацией территориальных отделений ПФР с управлениями ФНС России уже утвержден (утв. ФНС России и Правлением ПФР 21.09.2016 № ММВ-23-1/20/4И@ (далее - Порядок)), предусмотрено и обновление действующих Соглашений по взаимодействию между ФНС России и фондами (Соглашение по взаимодействию между ФНС России и ПФР от 22.02.2011 № ММВ-27-2/5/АД-30-33/04сог; Соглашение по взаимодействию между ФФОМС и ФНС России от 06.09.2005 № 4259/2-1/САЭ-27-05/5; письмо ФНС России от 29.08.2016 № БС-4-11/15883@).

Следует обратить внимание на то, что полномочия налоговиков при проведении налогового контроля значительно шире, чем у проверяющих из ПФР. При этом не предусмотрено никаких ограничений на применение налоговыми органами контрольных мероприятий, установленных Кодексом, в части взносов на ОМС и ОПС. Поэтому в ходе проверок налоговые инспекторы вправе допрашивать свидетелей, проводить осмотры, осуществлять выемку документов и другие мероприятия налогового контроля. Участие ПФР и ФФОМС при проведении проверок не предусмотрено.

Также налоговики будут вправе:

  • блокировать счета плательщиков взносов в банке и налагать арест на их имущество (п. 2.1 ст. 31 НК РФ);
  • привлекать их к ответственности за выявленные нарушения, установленные Кодексом (в частности, на плательщиков страховых взносов распространено действие санкций, предусмотренных ст. 119, 120, 122, 126 НК РФ);
  • привлекать к административной ответственности. Так, в статье 15.5 Кодекса об административных правонарушениях с 2017 года для должностных лиц установлена административная ответственность за нарушение сроков сдачи расчетов по страховым взносам в налоговый орган в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

Как проверяет страховые взносы ФФОМС

Обязанность по уплате страховых взносов на ОМС работающего населения, размер страхового взноса и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, установлены Кодексом. Взаимодействие органов ФФОМС со страхователями работающего населения не предусмотрено. Все сведения, необходимые для персонифицированного учета, Фонд будет получать от страхователей для неработающих граждан, налоговых органов, медицинских организаций, страховых медицинских организаций (п. 1 ст. 8, ст. 11.1 Закона № 27-ФЗ; п. 6 Порядка).

В полномочиях ФФОМС остается осуществление контроля исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Проверять их будут как прежде, а вот взыскание недоимки, пеней и штрафов с таких страхователей будет осуществляться в судебном порядке (ч. 13 ст. 25 Закона № 326-ФЗ).

Как проверяет страховые взносы ПФР

Налоговые инспекции передают в территориальные органы ПФР следующие сведения, полученные от страхователей в составе расчета:

  • о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на ОПС, и сумме начисленных и уплаченных взносов;
  • уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок или при самостоятельном выявлении ошибок;
  • иные сведения, необходимые для персучета в системе ОПС и находящиеся в распоряжении налоговых органов.

Срок их передачи - не позднее пяти рабочих дней со дня получения от страхователя в форме электронного документа (на бумажном носителе - не позднее 10 рабочих дней) (п. 1 ст. 11.1 Закона № 27-ФЗ).

Контроль достоверности сведений, представляемых страхователями в налоговые органы за периоды с 2017 года, будут осуществлять налоговые органы. ПФР просто вернет инспекции в течение пяти рабочих дней полученные от него сведения в случае, если выявит в них ошибки и (или) противоречия, а также несоответствия между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда, не позволяющие их учесть на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц (п. 2 ст. 11.1 Закона № 27-ФЗ).

Очевидно, что в этом случае налоговый орган в рамках камеральной проверки расчета потребует у плательщика страховых взносов представить необходимые пояснения на основании пункта 3 статьи 88 Кодекса.

В полномочиях ПФР остается контроль за правильностью представления и достоверностью сведений персучета (о застрахованных лицах, страховом стаже, дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию) (пп. 2-2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ). С этой целью ПФР вправе проводить у страхователей проверки документов, связанных с представлением сведений персучета застрахованных лиц; требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок (ст. 13 Закона № 167-ФЗ; п. 1 ст. 8, ст. 16 Закона № 27-ФЗ).

В своей работе ПФР руководствуется также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (ст. 19 Закона № 27-ФЗ), согласно которой в течение месяца Фонд должен проверить сведения персучета, полученные от страхователей и налоговых органов, и внести их на лицевые счета застрахованных лиц (пп. 61-62 действующей Инструкции, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (этот же срок предусмотрен в проекте новой Инструкции, подготовленной Минтрудом России 20.09.2016)).

В случае обнаружения в представленных сведениях ошибок или несоответствий между ними и сведениями, имеющимися у Фонда, страхователю вручат уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений (ч. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

При этом статья 27 Закона № 167-ФЗ, определяющая ответственность за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании, с 1 января 2017 года утратила силу. А в статье 17 Закона № 27-ФЗ установлена ответственность только за нарушения, связанные с представлением страхователями в Фонд сведений персучета. При выявлении таких правонарушений проверяющими будет составлен акт, на основании которого Фондом будет принято соответствующее решение.

Как проверяют страховые взносы за истекшие периоды

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на ОПС и ОМС, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, будет осуществляться Пенсионным фондом РФ в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона № 250-ФЗ (ст. 20, 23 Закона № 250-ФЗ; Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ)).

Соответственно, территориальные органы ПФР будут проводить камеральные проверки расчетов по страховым взносам (форма РСВ-1 ПФР) за 2016 год, в том числе уточненных расчетов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и выездные проверки за эти периоды, руководствуясь Законом № 212-ФЗ.

Напомним, что камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления плательщиком расчета. О ее проведении плательщики узнают в случае выявления ошибок в расчете и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия представленных сведений сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у ПФР, и полученным в ходе контроля. Об этом сообщается плательщику взносов с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (ч. 3 ст. 34 Закона № 212-ФЗ).

Выездные проверки назначаются решением руководителя территориального органа ПФР с периодичностью не чаще одного раза в три года (независимо от времени проведения предыдущей проверки могут быть назначены выездные проверки, осуществляемые в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, а также повторные выездные проверки). В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о ее проведении (ч. 9, 10, 20, 24-27 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Поэтому за истекшие периоды выездные проверки могут проводиться проверяющими из Пенсионного фонда РФ еще в течение трех лет.

Истребовать необходимые документы Фонд может при проведении как выездной, так и камеральной проверки. Также при необходимости проверяющие вправе запросить в банках справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах плательщиков страховых взносов (ч. 6.1-6.3 ст. 24, ст. 37 Закона № 212-ФЗ).

Важно!
При проведении контрольных мероприятий территориальные органы ПФР руководствуются также:
- Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н);
- Соглашением о взаимодействии ПФР и ФСС России по осуществлению совместных выездных проверок плательщиков страховых взносов (соглашение от 28.10.2009 № АД-30-33/10сог, № 02-43/07-2205П; письмо Правления ПФР и ФСС России от 23.04.2012 № ТМ-30-24/5182, № 15-03-10/08-1276П "О передаче информации");
- Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжениями Правления ПФР (распоряжения Правления ПФР от 31.07.2014 № 323Р, от 16.04.2010 № 101р, от 03.02.2011 № 34р, от 30.01.2002 № 11п).
Дополнительно ПФР выпустит рекомендации по проведению проверок, разработка которых предусмотрена Планом-графиком мероприятий ("дорожная карта") по передаче полномочий по администрированию страховых взносов органами ПФР налоговым органам от 15.07.2016 № ММВ-23-11/10@.

В полномочиях органов ПФР остается принятие решений по результатам проведенных камеральных и выездных проверок за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, и о возврате излишне уплаченных сумм за эти периоды, а также рассмотрение жалоб страхователей на акты проверок, на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа ПФР. Однако возврат излишне уплаченных сумм, взыскание недоимки по страховым взносам на ОПС и ОМС, соответствующих пеней и штрафов, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР по результатам контроля за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, будут осуществлять налоговые органы в порядке и сроки, установленные Кодексом (ст. 4 Закона № 243-ФЗ).

Версия для печати

Популярное

Компенсация за неиспользованный отпуск. Расчет компенсации

21 июля 2015 229465

Каждому работнику положен ежегодный оплачиваемый отпуск. Если он его не использовал (или использовал не полностью), то большинстве случаев независимо от причин увольнения ему полагается и денежная компенсация за неиспользованный отпуск. Ее размер зависит как от причины увольнения, так и от продолжительности работы. Рассмотрим на практических примерах расчет компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Срок полезного использования основных средств

08 августа 2016 208740

Срок полезного использования основных средств — это период (количество месяцев), в течение которого компания предполагает использовать основное средство и получать от него экономические выгоды. В зависимости от срока полезного использования ОС распределяются по амортизационным группам. В статье мы рассмотрим, как правильно установить срок полезного использования новых и бывших в употреблении ОС, на что следует обратить внимание при его определении, а также изменении в процессе использования объекта.

Заполнение строки 210 декларации по прибыли

19 января 2016 157641

В строке 210 декларации по налогу на прибыль указывают общую сумму начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период. При заполнении строки 210 следует учитывать некоторые нюансы. Так, например, налогоплательщик сможет уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода 2015 года, зачисляемую в бюджет города Москвы, на сумму торгового сбора, фактически уплаченную за III квартал 2015 года.