Banner_1924x90

1075x40-2_ga

«Зарубежные» налоги. Изменения для «упрощенцев»

04 февраля 2014
4214 0


Екатерина Шестакова,
генеральный директор компании «Актуальный менеджмент», к. ю. н.

Zagranica

«Зарубежные» налоги. Изменения для «упрощенцев»

04 февраля 2014 4214

С 1 января 2013 года вступили в силу изменения, которые касаются «упрощенного» налога (1). Из текста подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса исключены слова «Российской Федерации».

Это означает появление для фирм на УСН следующих плюсов. Они могут полноправно использовать международные соглашения об избежании двойного налогообложения. Суммы «иностранных» налогов учитывают при расчете базы «упрощенного» налога в качестве расходов в период их фактической оплаты (2) и признают в размере, фактически уплаченном фирмой (3). Например, в затратах может быть учтен транспортный налог, уплачиваемый при покупке автомобиля за рубежом. Кроме налогов, также можно учесть гос­пошлины и сборы (4). Допустим, компания оформляет за рубежом товарный знак. Пошлина за его регистрацию будет учитываться при расчете налога. В качестве затрат можно учесть и пошлину за регистрацию прав на заграничный земельный участок.

Однако не все виды пошлин могут учитываться в расходах. Так, затраты на уплату пошлины за регистрацию договора субконцессии не могут быть признаны для целей расчета «упрощенного» налога. Они не поименованы в закрытом перечне расходов (5). Кроме того, следует помнить, что не все «зарубежные» платежи носят характер госпошлины или налога. Например, если компания вносит в другой стране деньги за предоставление выписки из реестра (аналога российского ЕГРЮЛ), такой платеж не считается госпошлиной или налогом. Верховный Суд РФ пришел к выводу (6), что плата за предоставление информации из государственных реестров по своей правовой природе отличается от государственной пошлины, уплачиваемой за госрегистрацию юрлиц (7) и является платой за услуги по предоставлению запрашиваемой информации. Учесть такие платежи как «зарубежные» налоги нельзя.

Особенности расчетов по налогам

Соглашение об избежании двой­ного налогообложения (далее — Соглашение). В странах, с ко­торыми Россия подписала Со­глашение, уплаченный налог будет учитываться в полном объеме. В Соглашении содержится конкретная информация, на какие на­логи распространяется этот документ.

Пример
Соглашение между Прави­тель­ст­вом РФ и Правительством Рес­пуб­ли­ки Кипр от 05.12.1998 распространяется на следующие виды налогов:

1. Применительно к Российской Федерации:

  • налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • налог на имущество пред­­при­я­тий.

2. Применительно к Кипру:

  • подоходный налог;
  • корпоративный налог на доход;
  • специальный сбор на защиту Республики;
  • налог на недвижимое иму­щество;
  • налог на прирост стоимости капитала.

При уплате за границей и вклю­чении в расходы «зарубежного» налога следует руководст­во­ваться следующим алгоритмом:

  • необходимо уточнить перечень налогов, подпадающих под соглашение;
  • уплатить налог;
  • уплаченный налог нужно учесть в сумме российских налогов.

Соглашения Таможенного со­­ю­за (ТС). С 1 июля 2010 года в рамках Таможенного союза введен новый порядок уплаты НДС при перемещении товаров, выполнении работ и оказании услуг. «Упрощенцу» (8) следует учитывать особенности уплаты этого налога в данной ситуации. Соглашение ТС (9) устанавливает следующее:

  • при импорте в Россию товаров из Белоруссии или Ка­зах­стана НДС взимают российские налоговики, за исключением случаев, когда ввоз товаров освобожден от НДС в соответствии с российским законодательством (10);
  • при экспорте товаров из России в Белоруссию или Казахстан НДС исчисляется в порядке, преду­смот­ренном для обычных экспортных операций (по ставке 0%), при условии документаль­ного подтверждения факта экс­порта (11). Ввозимые то­вары облагаются по ставке 10 процентов или 18 про­центов в зависимости от вида ввозимого товара (12). Другие пошлины и налоги учитываются в полном объеме.

Страны, с которыми нет со­глашений. Налогообложение до­ходов при отсутствии Со­гла­­ше­ния об избежании двойного налогообложения регулируется ста­тьей 311 Налогового кодекса. Согласно нормам этой статьи доходы, полученные российской ком­панией от источников за пределами РФ, можно учесть при определении налоговой базы в пол­ном объеме с учетом расходов, произведенных как в РФ, так и за ее пределами. В Налоговом кодексе не указаны какие-либо ограничения на проведение зачета. Зачет упла­ченных за границей налогов производится при факти­ческой уплате налога на прибыль в РФ (13).

Отражение «зарубежных» налогов в бухучете

«Упрощенец» обязан отражать в бухгалтерском учете налоги, уплачиваемые за рубежом (14). Рассмотрим порядок отражения на примере.

Пример
ООО «Актив» имеет обособленное структурное подразделение в Гер­ма­нии. В этой стране предусмот­рены следующие налоги:

  • корпоративный налог — 15%;
  • торговый налог — 14%;
  • налог на представительст­ва — 15%.

Фирма не регистрирует представительство и не платит корпоративный налог. Уплачен торговый налог на сумму 17 500 руб. В России «упрощенный» налог составил 42 500 руб.
Бухгалтер сделает следующие проводки:
ДЕБЕТ 79 КРЕДИТ 68
– 17 500 руб. — начислен торговый налог в Германии;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 52
– 17 500 руб. — уплачен торговый налог;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 79
– 17 500 руб. — зачтен налог, уплаченный за рубежом;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 51
– 42 500 руб. — в российский бюд­жет уплачен «упрощенный» налог;
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 79
– 25 000 руб. (42 500 – 17 500) — отражена разница между налогами, уплаченными в России и за рубежом.
Расчет суммы «упрощенного» налога к уплате непосредственно в Книге учета доходов и расходов не производится. Налоги, уплачиваемые в других странах, в ней также не отражаются.

Налоговый кодекс Российской Федерации
Статья 346.16

1. При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы:
<...> 22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением суммы налога, уплаченной в соответствии с настоящей главой; <...>

Мнение

Светлана Пахалуева,
ведущий советник отдела специальных налоговых режимов Минфина России

Никаких изменений в части «зарубежных» налогов не произошло

Изменения в виде исключения из текста подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса (далее — Кодекс) слов «Российской Федерации» произведены с целью приведения текста этого подпункта в соответствие с поло­жениями статьи 1 главы 1 Кодекса. У компаний на «упрощенке» в части «зару­бежных» налогов никаких изменений в связи с внесением данной поправки не произошло.

Напомним, ранее, фирмы на УСН при определении объекта налогообложения вправе были уменьшить полученные доходы на сумму налогов и сборов, уплаченных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением суммы налога, уплаченной в соответствии с главой 26.2 Кодекса (подп. 16 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При этом как бы получалось, что налоги, установленные законами субъектов Российской Федерации, и местные налоги при определении объекта налогообложения не должны были учитываться. Согласно статье 1 главы 1 Кодекса законодательство о налогах и сборах состоит из законодательства РФ о налогах и сборах, законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативно-правовых актов муниципальных образований о налогах и сборах. Согласно пунк­ту 6 статьи 1 Кодекса указанные в этом пункте законы (НК РФ тоже является законом) и нормативно-правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах именуются в тексте Кодекса «законодательство о налогах и сборах».

(1) Федеральный закон от 25.06.2012 № 94-ФЗ
(2) письмо Минфина России от 30.03.2012 № 03-11-06/2/49
(3) подп. 22 п. 1 ст. 346.16, подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ
(4) подп. 22 п. 1 ст. 346.16, п. 10 ст. 13 НК РФ
(5) п. 1 ст. 346.16 НК РФ, письма Минфина России от 22.04.2010 № 03-11-06/2/66, от 22.03.2006 № 03-11-04/2/63
(6) определение ВС РФ от 02.02.2010 № КАС09-672
(7) п. 2 ст. 8 НК РФ
(8) п. 1 ст. 161 НК РФ, ст. 79 Таможенного ко­декса Таможенного союза, принят решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 17
(9) Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (Москва, 25 января 2008 г.) (далее — Соглашение ТС)
(10) ст. 3 Соглашения ТС
(11) ст. 2 Соглашения ТС
(12) п. 5 ст. 2 Протокола о товарах от 11.12.2009 (с изм. от 18.06.2010) «О порядке взимания кос­венных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе», принят в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 № 36, пп. 2, 3 ст. 164 НК РФ
(13) п. 3 ст. 311 НК РФ
(14) Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ

Версия для печати

Популярное

Компенсация за неиспользованный отпуск. Расчет компенсации

21 июля 2015 220195

Каждому работнику положен ежегодный оплачиваемый отпуск. Если он его не использовал (или использовал не полностью), то большинстве случаев независимо от причин увольнения ему полагается и денежная компенсация за неиспользованный отпуск. Ее размер зависит как от причины увольнения, так и от продолжительности работы. Рассмотрим на практических примерах расчет компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Срок полезного использования основных средств

08 августа 2016 193906

Срок полезного использования основных средств — это период (количество месяцев), в течение которого компания предполагает использовать основное средство и получать от него экономические выгоды. В зависимости от срока полезного использования ОС распределяются по амортизационным группам. В статье мы рассмотрим, как правильно установить срок полезного использования новых и бывших в употреблении ОС, на что следует обратить внимание при его определении, а также изменении в процессе использования объекта.

Заполнение строки 210 декларации по прибыли

19 января 2016 152797

В строке 210 декларации по налогу на прибыль указывают общую сумму начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период. При заполнении строки 210 следует учитывать некоторые нюансы. Так, например, налогоплательщик сможет уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода 2015 года, зачисляемую в бюджет города Москвы, на сумму торгового сбора, фактически уплаченную за III квартал 2015 года.