В деловой практике часть создателей цифровых решений и держателей прав получают ряд преимуществ. При этом ближе к применению таких фискальных послаблений всегда обнаруживаются ограничения, не позволяющие воспользоваться ими безоговорочно.
Продажа российского ПО: льгота по НДС
В силу подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ в перечень действий, на которые налог не начисляют, включены реализация программ и БД, а также уступка прав на них.
Право на эту льготу подтверждается, когда разработка произведена в РФ и правообладатель указан в Едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных.
По разъяснениям Минфина (25.10.2024 № 03-07-08/104517) форма договора значения не имеет: права могут предоставляться по лицензии, по смешанному соглашению и иными способами.
Под действие подпункта 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ подпадают:
- отчуждение исключительности на программы для ЭВМ и БД, включенные в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных;
- право пользования ПО (включая апдейты и расширенные модули), в том числе через удаленный доступ по сети.
Следовательно, используют освобождение независимо от выбранной формы документа. Передача по сублицензионной схеме третьим лицам также не облагается НДС (30.07.2025 № 03-07-08/73798).
Ситуации, когда послабление по НДС не действует
Без права на освобождение остаются продавцы прав на зарубежный софт и каталоги данных, поскольку такие записи отсутствуют в российском реестре.
Не охватывает указанное послабление случаи, когда отчуждение исключительности предусматривает рекламные сценарии в интернете: распространение объявлений, доступ к ним, поиск контрагентов, заключение сделок.
Из письма Минфина от 12.07.2024 № 03-07-07/65097 следует: начисление НДС потребуется при передаче прав на софт, служащий инструментом рекламы, в частности если возникает возможность:
- публикации рекламных сообщений онлайн;
- получения доступа к рекламным материалам в сети;
- выкладки предложений о реализации или покупке товаров, работ, услуг;
- поиска потенциальных покупателей или продавцов и оформления сделок.
Также ведомство со ссылкой на Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ напомнило, что понимается под рекламой. Это информация:
- адресованная неопределенному кругу лиц;
- распространяемая любым способом, в любой форме и через любые средства;
- ориентированная на привлечение внимания к объекту продвижения, поддержание интереса и стимулирование сбыта.
Следовательно, если программа из реестра применяется для перечисленных задач, при передаче прав освобождение не применяют.
Условия договоров и влияние на НДС
При организации доступа по облачной модели SaaS (Software as a Service) через интернет-канал, освобождение действует — так указано Минфином в письме от 11.03.2025 № 03-07-07/23592.
Когда в одном документе наряду с правами прописаны сервисные работы (например, поддержка ПО), начисление НДС производится на их стоимость, кроме случаев, когда одновременно выполнены условия:
- услуги неотделимы от эксплуатации программы;
- их цена включена в вознаграждение за право использования;
- выделение отдельной суммы невозможно — тогда база по налогу не увеличивается (письмо от 03.08.2023 № 03-07-07/72795).
По позиции УФНС г. Москвы (21.03.2024 № 16-17/035051@) выдача неисключительных прав на демо-версии допустима без НДС, если продукт есть в реестре и его функционал не предполагает размещение рекламы, поиск контрагентов и заключение сделок.
Отсюда вывод: когда программа не приспособлена для интернет-торговли и включена в реестр российского ПО, передача даже неисключительных прав НДС не обременяется.
В письме Минфина от 20.08.2025 № 03-07-07/81031 разъяснено, как применяется льгота при продаже софта в составе программно-аппаратного комплекса (ПАК):
Послабление возможно при раздельном указании стоимости программы внутри цены комплекса.
Тем самым налоговые базы по нематериальной части (ПО) и по компонентам с материальным воплощением рассчитываются отдельно. Это важно для облачных внедрений и цифровой трансформации.
Расходы по российскому ПО и налог на прибыль
В контексте налога на прибыль ст. 264 НК РФ включает в прочие расходы затраты на получение прав пользования программами для ЭВМ и БД, программно-аппаратными комплексами по договорам с правообладателем, а также расходы на адаптацию и модификацию таких продуктов.
К тем же расходам относят покупку исключительных прав на программы для ЭВМ, если цена ниже порога амортизируемого имущества, указанного в п. 1 ст. 256 НК РФ.
Учесть с повышением можно далеко не все траты на российские решения из реестра отечественного ПО.
С повышающим коэффициентом 2 отражаются только расходы на приобретение ПО, включенного в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.
С началом 2026 года появляется дополнительное требование для права применять коэффициент 2 к таким расходам.
Его вводит Федеральный закон от 28.11.2025 № 425-ФЗ: договор (соглашение) с правообладателем не должен разрешать передачу права использования другим лицам.
Если же лицензионная политика допускает переуступку прав третьим лицам, увеличить расходы с коэффициентом не получится.
Кроме того, повышающий коэффициент не применяется к оплате техподдержки, гарантийному обслуживанию и иным сервисам, непосредственно связанным с использованием программ для ЭВМ и БД, даже если они находятся в едином реестре российского ПО. Такой подход подтвержден Минфином в письме от 16.09.2025 № 03-03-06/2/90056. Для IT-аутсорсинга это принципиально.



